Найти тему

Семейное обучение ребёнка с инвалидностью: чем хоумскулинг лучше школы, а чем хуже?

В России по закону все дети имеют право на получение образования. И здоровые, и не очень, и тяжело больные. А право родителей - выбирать форму и место обучения. Например, можно учиться в классе в школе по прописке (всем известный и привычный вариант). Можно учиться на дому с учителями из школы, если есть проблемы по здоровью и соответствующие врачебные заключения. Можно устроиться в платную школу с лицензией, которая законно выдаёт аттестаты об окончании 9 и 11 классов. А можно заниматься в платном учреждении, не имеющем лицензии, а экзамены сдавать в школе по прописке. В последнем случае необходимо написать заявление на семейное обучение ребёнка. Это дело быстрое, достаточно в школу сходить. Никто не откажет вам в данном праве. Только подумать нужно тщательно, подходит ли этот вариант именно вам.

Ах, да. Есть ещё анскулинг: когда ребёнок приходит сразу на экзамены в 9 классе, а до того учится, как и где хочет, не показываясь для промежуточной аттестации. Для меня это самый плохой вариант, потому что промежуточные экзамены дают увидеть, что хорошо усвоено, а что стоит повторить.

Дмитриевский собор во Владимире. Фото моё.
Дмитриевский собор во Владимире. Фото моё.

Мой сын в 1 классе пошёл в обычную школу. Не буду долго описывать всех обстоятельств неудачи, но мы ушли оттуда уже в октябре. Не видели никаких перспектив там. Приняли решение учиться своими силами дома. Оба родителя в семье имеют в анамнезе педагогическое образование. Бабушка (о, горе нам!) в школе больше 40 лет. Сомнений, сможем ли обучить сына премудростям грамоты в начальных классах, не было.

Два года мы так и учились. Аттестации сдавали в муниципальной школе. За 1 класс в Подмосковье, за 2 уже в Москве. Это был очень интересный и непростой этап в жизни не только школьника, но и всей семьи. Я сделала для себя массу выводов.

1. Семейное обучение выбирают из-за невозможности посещать школу по разным нестандартным обстоятельствам. В лучшем случае это касается талантливых ребят, которые делают карьеру в спорте и творчестве. В худшем - тех, кто не может быть в школе из-за здоровья, плохого поведения, удаленности школы от места проживания.

Мой сын плохо себя вёл, чем всех раздражал. Он нуждался в обследовании и лечении. Мы не подходили для школы, а школа - для нас.

Знаю семьи, которые не возят детей в школу, потому что это далеко и долго, в конечном счёте, трудозатратно и дорого.

Стройка вокруг Лахта-центра. Фото моё.
Стройка вокруг Лахта-центра. Фото моё.

2. Вариант СО подходит родителям, которые готовы очень много времени и сил тратить на ребёнка. Полноценно работать и полноценно обучать можно лишь в при возможности нанять репетиторов и няню. Это не самое дешёвое удовольствие.

3. Чтобы учить ребёнка, неплохо бы разбираться в методике преподавания, понимать, чем эта программа отличается от других, как работать с учебником конкретного автора. Да, не Боги горшки обжигают. Без педобразования вникнуть тоже можно. Но лучше это сделать заранее, подготовиться.

4. Терпение на СО - наше всё. Мне много раз хотелось это бросить, я рыдала и кляла судьбину. Главное - спокойствие, уважение к ребёнку. Учёба закончится рано или поздно, а ваши отношения останутся.

5. Без школы ребёнок ничего не потеряет. Общение всегда можно найти в группах по интересам. Но болеть он будет реже, нервничать тоже, а спать больше. Это жирный плюс для частоболеющих граждан юного возраста.

Активно пользовались этими пособиями. Фото моё.
Активно пользовались этими пособиями. Фото моё.

6. СО круто тем, что учиться можно исключительно в своём темпе. Зачем уделять простой теме по окружающему миру 45 минут, если за это время 2 темы прочитать реально? Так и получалось. Названным окружающим миром мы занимались меньше по срокам, чем в школе, ровно в 2 раза. Зато по русскому с математикой делали намного больше, чем сверстники сына в классе. Не совру, когда скажу, что в 1 классе мы написали каждое упражнение из учебника.

Более слабый в здоровье и когнитивных возможностях школьник может делать меньше, чем в классе. Главное тему освоить.

7. Семейное обучение позволяет многие теоретические моменты тут же подкреплять практикой. Виды деревьев можно изучить в парке, правила для пешеходов по пути в поликлинику и т.п.

8. Обучая ребёнка дома, можно научить его искать разные источники информации, пользоваться дополнительными пособиями, привлекать для наглядности самые неожиданные вещи.

9. Отсутствие травли со стороны работников школы и учеников. Дети быстро находят слабое звено в коллективе. Мой сын таковым и являлся, по мнению ровесников. Дома ему это не грозило.

10. Если ребёнку нужно есть по графику или принимать лекарства в определённые промежутки времени, семейное обучение - лучший выбор.

Это основные положительные черты семейного обучения, по моему мнению.

Кот помогает учиться. Фото моё.
Кот помогает учиться. Фото моё.

Но есть и отрицательные.

  • В школе учат дисциплине, дома же материнское доброе сердце не позволит никому обижать чадушко.
  • В школе больше столкновений с жестокой реальностью, без знакомства с которыми в дальнейшей жизни придётся сложнее.
  • В школе больше технических возможностей для интересной работы (станки в кабинете технологии, глобусы, карты, электронная доска, микроскопы и многое другое). У нас нет станков и доски за миллион. Остальное было и есть. При скромных доходах родителей это очень накладно.

В общем и целом, обучение в семье - вещь хорошая. Было интересно. Я лучше узнала способности своего ребёнка.

В 3 классе мне удалось оформить сыну надомное, то есть когда его учит школа. Это делается дома у ученика или в школе, индивидуально. Наш ходит в школу. У меня остаётся время на младшего ребёнка. Тоже интересная форма обучения. Пожалуй, расскажу в следующий раз о ней.

Успешной учёбы всем детям!