Ляжем на вёсла
Кто не мечтал в этой жизни хоть раз всё отправить к чертям
В одиночку пройти океан
Посвящая сверкающим звёздам
Строчку за строчкой, целый роман.
(А. Васильев)
Один. Под парусом. Вокруг света!
Не нужно верить мне на слово. Джошуа Слокам – первый человек, совершивший одиночное кругосветное плавание на парусной яхте «Спрей». Про это событие можно прочесть коротенькую статью на Википедии.
Случилось это в апреле 1895 года. Но что примечательно, поразивший мое воображение канадско-американский мореплаватель подробно описал свое трехгодичное путешествие в романе, ставшем мировым бестселлером – «Один под парусом вокруг света».
А дело было вот как. В конце 19 века парусный флот активно вытеснялся новым изобретением – пароходами. Законы рынка, что поделать. Прогресс. И отставному капитану парусного торгового корабля - Слокаму не нашлось места в этом новом мире. Но Джошуа был не из тех ребят, кто остается безучастным свидетелем происходящих событий.
Ведь мировой океан он считал своим домом, и жить на берегу спокойной размеренной жизнью пенсионер не смог. К слову, капитаны неплохо зарабатывали, и Джошуа был довольно состоятельным человеком.
Друзья отдали ему старую разваливающуюся шхуну, которую Слокам практически полностью своими руками восстановил и подготовил к суровым испытаниям, которые ждут мореплавателей в открытых водах. После нескольких пробных каботажных выходов, он решил совершить кругосветку. Сказано – сделано.
Отдельного внимания достойно то, с какой любовью Джошуа Слокам описывает море. Перед глазами возникают созданные его рассказами яркие образы бескрайнего океана, звездного неба над пустынными водами, запахов кофе и яичницы утром на камбузе, перемешанных с соленым морским воздухом.
Никто и никогда так не описывал путешествия. От первого лица. Со всеми тонкостями морской науки, секретами навигации. Спокойно, смело и уверенно ведет он свой рассказ – так же как вел когда-то свою любимую яхту.
Поражают выдержка и самообладание этого человека. У него ведь не было никакого современного оборудования, связи с внешним миром. Ему не на что, и не на кого было надеяться, кроме своих сил и своих знаний.
В одном из эпизодов он рассказывает, как оставил два паруса – стаксель и кливер, выставил румпель (руль) по курсу, и… просто пошел спать. Мало кто из наших современников смог бы уснуть в такой ситуации. А пожилой капитан рассказывает об этом, как о чем-то само собой разумеющемся. Он ведь был один, на вахту выставить некого, вокруг на сотни миль только вода.
Представьте только - шхуна идет курсом по ночному атлантическому океану, поскрипывают снасти, под бездонным черным небом плещутся волны, хлопают паруса, а пожилой капитан просто спит в своей каюте, согреваемый теплом потрескивающих в печке дровишек. Жуть берет от всяческих а если… Нервы у нас с вами – ни к черту.)
В общем, если хотите узнать чем стаксель отличается от кливера, почему пароходы форменное дерьмо, и как защититься от пиратов с помощью двух фунтов мебельных гвоздей – обязательно прочтите этот замечательный роман.
И кстати, когда-нибудь ходили под парусом? Обязательно попробуйте!