Найти в Дзене
[что почитать]

Один под парусом вокруг света. Джошуа Слокам

Ляжем на вёсла
Кто не мечтал в этой жизни хоть раз всё отправить к чертям
В одиночку пройти океан
Посвящая сверкающим звёздам
Строчку за строчкой, целый роман.

(А. Васильев)

Photo by Jahoo Clouseau from Pexels
Photo by Jahoo Clouseau from Pexels

Один. Под парусом. Вокруг света!

Не нужно верить мне на слово. Джошуа Слокампервый человек, совершивший одиночное кругосветное плавание на парусной яхте «Спрей». Про это событие можно прочесть коротенькую статью на Википедии.

Случилось это в апреле 1895 года. Но что примечательно, поразивший мое воображение канадско-американский мореплаватель подробно описал свое трехгодичное путешествие в романе, ставшем мировым бестселлером – «Один под парусом вокруг света».

А дело было вот как. В конце 19 века парусный флот активно вытеснялся новым изобретением – пароходами. Законы рынка, что поделать. Прогресс. И отставному капитану парусного торгового корабля - Слокаму не нашлось места в этом новом мире. Но Джошуа был не из тех ребят, кто остается безучастным свидетелем происходящих событий.

Ведь мировой океан он считал своим домом, и жить на берегу спокойной размеренной жизнью пенсионер не смог. К слову, капитаны неплохо зарабатывали, и Джошуа был довольно состоятельным человеком.

Друзья отдали ему старую разваливающуюся шхуну, которую Слокам практически полностью своими руками восстановил и подготовил к суровым испытаниям, которые ждут мореплавателей в открытых водах. После нескольких пробных каботажных выходов, он решил совершить кругосветку. Сказано – сделано.

Яхта "Спрей". Фото из Wikipedia.
Яхта "Спрей". Фото из Wikipedia.

Отдельного внимания достойно то, с какой любовью Джошуа Слокам описывает море. Перед глазами возникают созданные его рассказами яркие образы бескрайнего океана, звездного неба над пустынными водами, запахов кофе и яичницы утром на камбузе, перемешанных с соленым морским воздухом.

Никто и никогда так не описывал путешествия. От первого лица. Со всеми тонкостями морской науки, секретами навигации. Спокойно, смело и уверенно ведет он свой рассказ – так же как вел когда-то свою любимую яхту.

Поражают выдержка и самообладание этого человека. У него ведь не было никакого современного оборудования, связи с внешним миром. Ему не на что, и не на кого было надеяться, кроме своих сил и своих знаний.

В одном из эпизодов он рассказывает, как оставил два паруса – стаксель и кливер, выставил румпель (руль) по курсу, и… просто пошел спать. Мало кто из наших современников смог бы уснуть в такой ситуации. А пожилой капитан рассказывает об этом, как о чем-то само собой разумеющемся. Он ведь был один, на вахту выставить некого, вокруг на сотни миль только вода.

Представьте только - шхуна идет курсом по ночному атлантическому океану, поскрипывают снасти, под бездонным черным небом плещутся волны, хлопают паруса, а пожилой капитан просто спит в своей каюте, согреваемый теплом потрескивающих в печке дровишек. Жуть берет от всяческих а если… Нервы у нас с вами – ни к черту.)

В общем, если хотите узнать чем стаксель отличается от кливера, почему пароходы форменное дерьмо, и как защититься от пиратов с помощью двух фунтов мебельных гвоздей – обязательно прочтите этот замечательный роман.

И кстати, когда-нибудь ходили под парусом? Обязательно попробуйте!

Photo by Rachel Claire from Pexels
Photo by Rachel Claire from Pexels