Слова, вынесенные в заголовок статьи, имеют богатую традицию святоотеческого толкования.
Они взяты из библейской книги Причт, приписываемой царю Соломону, и в оригинале звучат так:
«Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои». Притчи 23. 26.
По содержанию книги мудрый царь обращается к своим ученикам и обращаясь к одному из них как к «сыну», передает ему свои поучения.
Причем, он еще несколько раз на этой же странице упоминает и его самого и его сердце:
«Сын мой! если сердце твое будет мудро, то порадуется и мое сердце». Притчи 23. 15.
«Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь». Притчи 23. 19.
Общий смысл этих поучений понятен: нужно хранить свое сердце от лукавых помыслов, и с помощью него направлять свой жизненный путь к благим целям.
Причем, если вернуться к первому, особенно интересующему нас, высказыванию царя Соломона, то сердце для пущей верности лучше вообще передать самому царю.
То есть быть настолько преданным его поучениям, что как бы отождествиться с самим царем, предоставить себя в полное ему подчинение, как будто бы твое сердце находится в его руках.
Это высказывание царя Соломона очень быстро было отождествлено с отношениями Бога и человека.
Это произошло еще в дохристианскую эпоху, но в христианстве стало одним из самых ярких и живых поучений, призванных дать точный образ отношениям Бога и человека.
В самом деле: человек Богу ничего не может дать, кроме своего послушания.
И прекрасным образом этого послушания является передача своего сердца под Божье «управление».
Тогда человек не только будет пребывать в полной безопасности, но еще и сможет «наблюдать» пути Божьи – достигать высших возможных для человека глубин проницательности и мудрости.
Очень интересную и глубокую трактовку этому высказыванию дал св. Серафим Саровский.
Давайте прислушаемся:
«У Бога взыскуется правая вера в Него и Сына Его Единородного. За это и подается обильно свыше благодать Духа Святого. Господь ищет сердца, преисполненного любовью к Богу и ближнему, - вот престол, на котором Он любит восседать и на котором Он является в полноте Своей небесной славы. Сыне, даждь Ми сердце твое, говорит Он, а все прочее Я Сам приложу тебе, ибо в сердце человеческом может вмещаться Царствие Божие».
Батюшка Серафим в своем поучении присоединяет к уже известному нам высказыванию, слова Иисуса Христа:
«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» Мф. 6.33.
Где под «всем прилагаемым» имеются в виду материальные блага, о которых сильно заботятся и беспокоятся язычники.
Посмотрите, как интересно и глубоко получается в трактовке батюшки Серафима!
Отдать Богу свое сердце – это значит поместить туда Царство Небесное, которое созидается Духом Святым в сердце верующего человека.
Если это совершилось, то об остальном – о всех материальных нуждах человека – дальше будет заботиться Бог.
«Все прочее» - это и есть эти заботы и нужды.
В самом деле: как земной царь заботится о материальных нуждах своих слуг, обеспечивая им соответствующее содержание и жалование, так Царь Небесный будет заботиться о «нуждах» верующих, поместивших в свое сердце Царство Небесное, то есть – отдавшими свои сердца под Его непосредственное управление.
Истина сколь же проста, столь же и велика. Но – увы! – именно в силу своей простоты и величия не обретается абсолютным большинством людей.
И ладно бы – неверующими! Они по своему определению никуда свои сердца не отдают, служат сами себе и находятся на самообеспечении. И в случае какой-либо «нехватки» или «недостачи» роптать могут только на самих себя.
Досадно, что и среди нас, верующих, очень много тех, кто не вмещает эти простые и великие истины.
Мы вроде как верующие, но сплошь и рядом обложены материальными заботами и нуждами – и денег нам не хватает, и того, и другого, и третьего…
А почему? А потому что сердца свои мы Богу не отдали. Мы Ему не доверяем – у нас просто нет веры в то, что Бог действительно, как и обещал, - «все прочее» приложит нам.
Увы – мы в это не верим. Мы сами будем для надежности заботиться о «всем прочем».
И дело тут даже не только в недоверии, а и в том, что мы это «прочее» считаем самым важным в своей жизни и потому сами хотим о нем заботиться.
Не Царство Небесное нам важно, не оно является нашим главным сокровищем – нет!..
Это все абстрактно – это все «вилами по воде писано»…
Нам важны наши материальные заботы и хлопоты. Нам, как и тем самым язычникам, важны деньги и другие материальные ценности.
Мы только о них и думаем и только к ним прилагаем наши сердца. Те сердца, которые должны были бы отдать Богу.
И при этом считаем себя верующими!..
Вот она – великая беда современных христиан!
Сердца наши – увы! – Богу не принадлежат - со всеми вытекающими отсюда последствиями.
А потому и грустная картина: как люди, называющие себя христианами, надрываются в своих заботах и нуждах и еще при этом ропщут на Бога, почему Он так «плохо» помогает…
Он бы и хотел помочь, но для этого нужно отдать Ему сердце. А мы не хотим его никому отдавать.
Мы лучше сами будем его надрывать над нашими «заботами» и «нуждами», которые нам дороже какого-то там «Царства Небесного»…
Да, потому – имеем, что имеем…