Мы поговорили о разных оперных голосах по отдельности. Но ведь не может же быть, чтобы всю оперу исполнил один-единственный певец, будь он самый распрекрасный тенор или сопрано?
А вот и может! Например, в опере Франсиса Пуленка «Человеческий голос» (1958) всего один исполнитель: героиня разговаривает по телефону со своим бывшим возлюбленным…
Однако это все-таки редкость, обычно без взаимодействия разных голосов не обойтись.
Итак, для того чтобы у вас получилась какая-нибудь опера, надо взять нужное количество теноров, баритонов, басов, сопрано и меццо и… хорошенько перемешать! Они вступят между собой в реакцию, и в результате у вас помимо сольных арий выкристаллизуются разные ансамбли, да еще какой-нибудь хор, скорее всего, выпадет в осадок. Вуаля, готово!
Какие бывают ансамбли?
- Два человека составляют дуэт (об этом еще будет ниже).
Это не предел: есть еще октет, нонет, децимет, ундецимет, дуодецимет… Но в опере они встречаются редко.
Ансамбли с несколькими участниками обычно используются в финалах актов, в момент кульминации. А вот дуэты универсальны.
Голоса в дуэтах могут сочетаться как угодно. Классическая пара – тенор и сопрано, главные романтические герои.
Баритон и сопрано – тоже обычный вариант. Это может быть дуэт влюбленных (Онегин и Татьяна, Дон Жуан и Церлина), отца и дочери (Риголетто и Джильда), брата и сестры (Маргарита и Валентин).
Очень красиво звучат вместе контрастные женские голоса – меццо и сопрано. Вот, например, грациозный «цветочный» дуэт из «Лакме».
Чем хор отличается от ансамбля? В ансамбле у каждого участника своя партия, а в хоре партию исполняет группа певцов. Женские голоса – это партии сопрано и альтов, мужские – партии теноров и басов.
Хор может быть мужским, женским или смешанным, то есть состоящим из мужских и женских голосов.
Бородатый анекдот
– Почему вы называете этот хор смешанным? Здесь же одни мужчины!
– Да, но одни умеют петь, а другие нет.
Чисто мужской хор – торжественный марш солдат в «Фаусте». Чисто женский – песня девушек в «Евгении Онегине», очень светлая и поэтичная, идеальный фон, чтобы оттенить острую личную драму.
В опере может быть задействован и детский хор – вот, например, мимолетный, но запоминающийся эпизод из «Кармен», жизнерадостные мальчишки на шумной севильской улице.
Очень интересен вот этот фрагмент оперы Пуленка «Диалоги кармелиток»: хор и соло Бланш Salve Regina – «Славься, Царица небесная».
Франсис Пуленк, упомянутый выше композитор 20 века, использует оригинальное (и пробирающее до мороза по спине) музыкальное решение.
Либретто основано на реальных событиях: в 1794 году в революционном Париже были казнены шестнадцать монахинь-кармелиток. Сценой казни и заканчивается опера. Звучит камерный хор сестер-мучениц, их пение раз за разом прерывается звуком гильотины – и в хоре становится на один голос меньше. Постепенно он угасает совсем.
Театр «Ла Скала». Очень сильно и красиво.
Больше примеров – в этой подборке.
Больше статей – по тегу #что такое опера
#опера #театр #классическая музыка #культура #искусство