Найти тему

Оперные голоса: ансамбли и хор

Мы поговорили о разных оперных голосах по отдельности. Но ведь не может же быть, чтобы всю оперу исполнил один-единственный певец, будь он самый распрекрасный тенор или сопрано?

А вот и может! Например, в опере Франсиса Пуленка «Человеческий голос» (1958) всего один исполнитель: героиня разговаривает по телефону со своим бывшим возлюбленным…

Однако это все-таки редкость, обычно без взаимодействия разных голосов не обойтись.

Карикатура XIX века на секстет из второго действия оперы «Лючия ди Ламмермур»
Карикатура XIX века на секстет из второго действия оперы «Лючия ди Ламмермур»

Итак, для того чтобы у вас получилась какая-нибудь опера, надо взять нужное количество теноров, баритонов, басов, сопрано и меццо и… хорошенько перемешать! Они вступят между собой в реакцию, и в результате у вас помимо сольных арий выкристаллизуются разные ансамбли, да еще какой-нибудь хор, скорее всего, выпадет в осадок. Вуаля, готово!

Какие бывают ансамбли?

Это не предел: есть еще октет, нонет, децимет, ундецимет, дуодецимет… Но в опере они встречаются редко.

-2

Ансамбли с несколькими участниками обычно используются в финалах актов, в момент кульминации. А вот дуэты универсальны.

Голоса в дуэтах могут сочетаться как угодно. Классическая пара – тенор и сопрано, главные романтические герои.

Баритон и сопрано – тоже обычный вариант. Это может быть дуэт влюбленных (Онегин и Татьяна, Дон Жуан и Церлина), отца и дочери (Риголетто и Джильда), брата и сестры (Маргарита и Валентин).

Очень красиво звучат вместе контрастные женские голоса – меццо и сопрано. Вот, например, грациозный «цветочный» дуэт из «Лакме».

Чем хор отличается от ансамбля? В ансамбле у каждого участника своя партия, а в хоре партию исполняет группа певцов. Женские голоса – это партии сопрано и альтов, мужские – партии теноров и басов.

-3

Хор может быть мужским, женским или смешанным, то есть состоящим из мужских и женских голосов.

Бородатый анекдот
– Почему вы называете этот хор смешанным? Здесь же одни мужчины!
– Да, но одни умеют петь, а другие нет.

Чисто мужской хор – торжественный марш солдат в «Фаусте». Чисто женский – песня девушек в «Евгении Онегине», очень светлая и поэтичная, идеальный фон, чтобы оттенить острую личную драму.

В опере может быть задействован и детский хор – вот, например, мимолетный, но запоминающийся эпизод из «Кармен», жизнерадостные мальчишки на шумной севильской улице.

Очень интересен вот этот фрагмент оперы Пуленка «Диалоги кармелиток»: хор и соло Бланш Salve Regina«Славься, Царица небесная».

Франсис Пуленк, упомянутый выше композитор 20 века, использует оригинальное (и пробирающее до мороза по спине) музыкальное решение.

Либретто основано на реальных событиях: в 1794 году в революционном Париже были казнены шестнадцать монахинь-кармелиток. Сценой казни и заканчивается опера. Звучит камерный хор сестер-мучениц, их пение раз за разом прерывается звуком гильотины – и в хоре становится на один голос меньше. Постепенно он угасает совсем.

Театр «Ла Скала». Очень сильно и красиво.

Больше примеров – в этой подборке.

Больше статей – по тегу #что такое опера

#опера #театр #классическая музыка #культура #искусство

Пение
3339 интересуются