Найти тему
ТыжИсторик

Волшебный рояль Гульда. И при чем тут жираф?

Рубрика: "Обратная связь".

Автор: Виктор Н.

А жираф - это я. Расскажу, как до жирафа доходит на третьи сутки, а до меня - через тридцать лет.

У нас в доме всегда была музыка. В том числе и для детей старались что-то прикупить. Были прекрасные сказки, начитанные великими нашими артистами, например, Михаилом Царёвым. Но честно скажу, захватить внимание ребенка на 20-30 минут не всегда получалось. Потом появились чудесные пластинки - Буратино и Алиса с песнями Высоцкого. А вот чего-либо, пластинки или мультика, где бы знакомили детей с шедеврами мировой музыки, тут я что-то не припомню. Но наша Мелодия сподобилась и купила несколько лицензий у Capitol Records. Это было что-то!

Во-первых, это были необычные сказки.

Во-вторых, чудесные коллективы авторов.

Об одной из этих записей и пойдет речь. О "Волшебном рояле Спарки".

Это когда ж у нас были лицензионные пластинки? Обычно это было, как сейчас говорят, цап-царап. А тут, на тебе.

-2

Мы ее слушали, сначала с детьми, а потом и с внуками. Я что-то переводил, а потом - они и сами с усами.

Об Элане (или Алане) Ливингстоне я знал мало. То есть, вообще ничего не знал. Он кто, детский писатель, американский Маршак? Нет! Никакой он не писатель, а американский бизнесмен, наиболее известный своей работой в Capitol Records. Создатель Клоуна Бозо для серии альбомов и детских книг.

Сюжет этой сказочки весьма прост. Мальчик засыпает и видит себя великим пианистом, но не благодаря своему умению, а благодаря роялю.

-3

Чем отличаются западные сказки от наших? Динамикой. энергией. Это вам не Емеля или Илья.

Действие в этой сказке разворачивается стремительно. Внимание маленького слушателя приковано. Чудесное музыкальное оформление Билли Мея, аранжировщика и руководителя оркестра. А это был один из лучших оркестров США, с которым в последствии работали Нэт Кинг Коул, Френк Синатра и другие. Рояль озвучил пианист Ray Turner.

Много раз я слушал эту запись, и постепенно до меня стал доходить смысл. Но сначала вопрос - А как такая идея пришла Ливингстону в голову? Когда исполнитель разговаривает с инструментом. Сразу на ум приходит пианист Глен Гульд, который что-то мычал или напевал во время исполнения.

-4

Но Волшебный рояль Спарки записан в 1947 году. Не мог еще Ливингстон услышать Гульда, который впервые приехал в США в 1955 году. А кого мог? Был один гений рояля, который что-то бормотал во время исполнения. Это - Эррол Гарнер.

-5

"Концерт у моря" - одна из лучших его записей. Этот уникум, не знавший нотной грамоты и не желавший учиться, играл так, что никто другой не смог такую игру повторить. Если он мог расписываться двумя руками, то на рояле эти руки творили что-то невообразимое. Ливингстон вполне мог услышать его игру. Но это только мои предположения. Может, Алана осенило свыше.

И еще многие гении рояля что-то себе напевали во время исполнения, или разговаривали со своим инструментом. И ведь инструмент откликался! Послушайте игру Оскара Питерсона и Джона Льюиса и вы все услышите.

Но вернемся к Гульду. Советским людям повезло. В 1957 году он был с гастрольной поездкой в СССР. Хрущев лично просил о гастролях Гульда. Первый североамериканский музыкант после войны. Это было событие! Клайберн был уже позже, в 1958 году.

На удивление, в СССР было сделано достаточно много записей Гульда. И, конечно, такие пластинки есть, и их еще можно найти на вторичном рынке.

Из того концертного зала - это само собой.

-6

В серии "Из сокровищницы мирового исполнительского искусства" Гульд также присутствует. И, конечно, его Гольдберг-вариации И. С. Баха. А это вещь особая. Не только Глен Гульд исполнял Вариации. И не только на рояле.

Исполнение Эдит Пихт-Аксенфельд, запись 1968 года Вариаций Голдберга часто считается точкой отсчета (из Википедии). У меня, правда, вопрос: "Точкой отсчета чего?" Есть и у нее поклонники. Да и абы кто за вариации Гольдберга не возьмется.

Но иную вещь прослушаешь и возникает вопрос: "Это о чём?" В СССР была запись - "Глен Гульд – Ария С Вариациями (Гольдберг - Вариации)". Она вышла на лейбле Аккорд. К сожалению, я эту пластинку в руках не держал и ничего сказать о ней не могу. Первую свою запись, а это была запись Гольдберг-вариации, И.С. Баха, Гульд сделал в 1955 году. Ему было 22 года.

Не знали, какое фото поместить на обложку, и поместили все. И эта пластинка стала иконой.
Не знали, какое фото поместить на обложку, и поместили все. И эта пластинка стала иконой.

Этот псих производил фурор. На записи в теплые дни приходил в пальто и перчатках, со своей маленькой табуреткой. Локти были ниже клавиатуры рояля. Ноги босиком. Он говорил, что так легче контролировать педали. Но играл он как бог. Как охарактеризовать его игру? Прорыв в другие измерения.

Последнюю запись Гольдберг вариаций он сделал в 1981 году, за год до смерти.

-8

Последняя запись мне нравится больше. Нет уже того юношеского задора и оптимизма, которые присутствуют на первой записи. Это уже размышления зрелого философа.

А Норман Лебрехт, в своей версии ста лучших мировых записей, считает, что последняя запись Вариаций Гульда более тщательная, но таким откровением как первая не стала. Ну что ж, я слушаю обе.

Да и последнюю запись легче найти. Купив Колумбию, Соня стала все гнать в цифру. А так как она являлась создателем нового формата, то качество было более-менее приемлемое. Хотя еще можно найти и пластинку. А найти винил 1955 года - это уже не реально.

Но есть и еще вариант - скачать с торрента нужный вам формат и качество. И потом уж дома вывести звук на приличную акустику. Эта запись стоит того.

Если Бах - это вершина музыки, то Гольдберг-вариации в исполнении Гульда - это вершина фортепьянного искусства. Про это исполнение говорят так: "Когда я знаю, что смогу еще раз прослушать Голдберг Вариэйшен, в моей жизни появляется смысл".

И вещь эта, на мой взгляд, опасная. После нее ничего другого слушать уже не хочется. Ну что говорить, Гульд - гений. Нынешние исполнители - это спортсмены, блин. Громче, выше, быстрее. Ты мне одну ноту сыграй, чтобы не скучно было.

Еще несколько мыслей (не забываем о Волшебном рояле). У Гульда была низкая посадка за роялем. Гульд считал, что низкая позиция над инструментом позволяет ему полнее контролировать клавиатуру. Ему виднее. Но можно объяснить и иначе: высокая посадка - это как бы доминирование над инструментом, а низкая - слияние с ним. И рояль Гульда становился волшебным. И они разговаривают.

-9

Кроме того, музыкальная философия Глена мне очень близка. Хотелось бы задать ему пару вопросов о Моцарте и Шопене, но увы, могу пользоваться только своими догадками.

Вот такие мысли появились у меня после простенькой сказочки Алана Ливингстона "Волшебный рояль Спарки". Не прошло и тридцати лет.

-10

Нет отдельно исполнителя и инструмента. Только там, где возникает слияние, синергия, получается шедевр. Гульд это подтвердил.

Гленн Гульд похоронен на кладбище Маунт-Плезант в Торонто. И на его могиле высечены первые такты Гольдберг-вариаций.

Лайк и подписка на канал - это хорошо)

ЧИТАЙТЕ также:

Не Караяном единым... Какие еще бывают дирижеры.