Найти тему

Эффект самоисполняющегося пророчества

Изображение из Интернета
Изображение из Интернета

Вспомните, как вы знакомитесь с другим человеком и начинаете испытывать к нему симпатию. По-видимому, вы уверены, что это довольно простой процесс – наблюдая за другим человеком, вы выясняете, что он собой представляет, и решаете, привлекает ли он вас или нет. Несмотря на, казалось бы, такую простую и понятную схему понимания другого как пассивное наблюдение за его положительными или отрицательными качествами, на практике это совершенно не работает. Точнее, приводит к ошибочным представлениям.

Дело в том, что процесс познания другого определяется совершенно другими закономерностями. Перед началом любой коммуникации мы молниеносно оцениваем потенциального собеседника по внешним видимым характеристикам: гендерная принадлежность, тип телосложения, национальность, одежда, особенности внешности. Из этого мы делаем простой первичный вывод по принципу: «нравится – не нравится» или «привлекательный – непривлекательный». Вот эта грубая и первичная реакция на другого задает схему нашего поведения по отношения к нему. Как это не покажется удивительным, но она сплошь соткана из наших личных стереотипов и предрассудков, которые действуют на нас порой неосознанно.

Демонстрируемая нами манера поведения и коммуникации приводит к тому, что наши действия рефлекторно вызывают зеркальный ответ у другого. Например, если мы считаем, что какая-то категория людей обладает «противным» характером, обусловленным их культурной средой, и мы вынуждены к ним обратиться, то в этом обращении будут отмечаться нотки пренебрежения, недовольства, надменности, что в свою очередь вызовет естественную реакцию у другого и тот тоже начнет проявлять схожее поведение. И тут то вы отметите, что ваше предположение «об этих людях» было изначально правильным.

О том, как наше первичное впечатление о другом определяет все последующее поведение и приводит, к эффекту «самоисполняющегося пророчества» наглядно было продемонстрировано в одном социально-психологическом эксперименте (Snyder M., Tanke E., Berscheid E. Social perception and interpersonal behavior: on the self-fulfilling nature of social stereotypes. – Journal of Personality and Social Psychology).

Суть этого эксперимента состояла в следующем. Формировались случайным образом пары мужчина и женщина, друг друга они не знали и видели на всем протяжении экспериментальной процедуры. Задача состояла в том, чтобы они пообщались друг с другом по телефону на свободную тему, а потом сообщили каждый свое мнение о партнере по взаимодействию. Особенность состояла в том, что перед началом разговора одному из испытуемых показывалась фотография якобы того, с кем ему предстоит поговорить. Фотографии, естественно, не принадлежали противоположной стороне, но были отобраны таким образом, чтобы можно было бы с первого взгляда сказать является ли изображенный человек симпатичным или неприятным.

Все разговоры записывались и в последующем были проанализированы на предмет того, какое поведение разговоре демонстрировала каждая из сторон группой независимых людей, которые ничего не знали о проводившейся экспериментальной процедуре.

Как оказалось, если перед началом разговора, испытуемые по фотографии определяли, что им предстоит общаться с лицом симпатичным, они проявляли более сердечное отношение, были учтивыми, шутили, проявляли смекалку, демонстрировали дружелюбие. В противном случае, разговор был сдержанным, «сухим», отличался отсутствием эмоциональной вовлеченности.

Что оказалось самым удивительным, так это оценка своего собеседника после разговора. Те, кто был уверен в «симпатичности» своего напарника, отмечали его дружелюбие, воспитанность, эмоциональную открытость. Те же, кто считали обратное, приписывали ему черствость, надменность и безразличие. Напомню, что эта закономерность была выявлена на уровне математической достоверности полученных результатов, а распределение фотографий партнера по общению («симпатичный-неприятный») носило случайный характер.

Как видим, приписывание черт своему потенциальному собеседнику, которое в последующем определяет нашу модель поведения, является универсальным правилом взаимодействия. Эта предвзятость запускает механизм самоисполняющегося пророчества, которое можно описать, как изначально ложное определение ситуации, порождающее новое поведение, которое приводит к тому, что первоначально ложное представление становится истинным.

Автор статьи: Дмитрий Сипягин, кандидат психологических наук

Приглашаю Вас на психологические консультации, коучинг, психотерапию: http://besthelp.tilda.ws

dm.izv@yandex.ru

#пророчество #социальные предрассудки #самоисполняющееся пророчество #секреты симпатии #моделирование поведения #практическая психология #секреты социальной психологии