1. Заключительная пара предложений знаменитого опуса К. Г. Маркса «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», посвящённая непосредственно предмету авторского внимания, Луи Бонапарту, такова:
«Он устраивает в Париже пародию на культ трирского священного хитона в виде культа наполеоновской императорской мантии. Но если императорская мантия падёт, наконец, на плечи Луи Бонапарта, бронзовая статуя Наполеона низвергнется с высоты Вандомской колонны».
Маркс, К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. — Маркс, К. Энгельс, Ф. Сочинения. Изд. 2. В 50 тт. Т. 8. М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. С. 217.
Вандомская колонна в современном состоянии...
Луи Бонапарт Наполеон III...
Литературный образ великолепен. Он выверен автором до последней точки. Дядя содрогнётся от осуществлённых императорских притязаний своего племянника, не выдержит такого возвеличивания ничтожества и упадёт с вершины колонны, дядя уступит место дряни.
2. В 1869 году (1869.06.23), в «Предисловии» ко второму изданию своего сочинения, К. Г. Маркс, в частности, писал: «Заключительные слова моего сочинения: «Но если императорская мантия падёт, наконец, на плечи Луи Бонапарта, бронзовая статуя Наполеона низвергнется с высоты Вандомской колонны» — уже сбылись».
Маркс, К. Предисловие ко второму изданию «Восемнадцатого брюмера Луи Бонапарта». — Маркс, К. Энгельс, Ф. Сочинения. Изд. 2. В 50 тт. Т. 16. М.: Государственное издательство политической литературы, 1960. С. 375.
Такова авторская рефлексия написанного К. Г. Марксом текста в сопоставлении с последовавшими после марта 1852 года, крайнего срока написания книги, историческими событиями.
3. Сбылись ли эти, несомненно заключительные, слова? Что с исторической реальностью такого чинопоследования возложения императорской мантии на плечи Луи Бонапарта и низвержения с вершины Вандомской колонны (la colonne Vendôme) статуи Наполеона Бонапарта? Как там было в реальности?
20 декабря 1848 года Луи Бонапарт стал президентом Второй Французской республики. Несомненно, путь к власти был открыт ранее, в конце второй декады декабря 1848 года она уже была завоёвана Луи Бонапартом. Но это, конечно же, ещё не имперское величие, Луи Бонапарт ещё не император, а Франция покамест республика, а не империя.
И вот 2 декабря 1852 года Луи Бонапарт становится императором Франции, а Франция — империей. И оставался императором до 4 сентября 1870 года. Казалось бы, ещё 2 декабря 1852 года бронзовая статуя Наполеона Бонапарта должна была, по пророчеству К. Г. Маркса, свалиться с верхнего торца Вандомской колонны? Однако, она как стояла там, воздвигнутая в 1810 году (работы велись с 1806.08.25 по 1810.08.15), так и продолжала стоять. Тогда чего стоит литература вопроса, сочиняемая К. Г. Марксом? И, главное, чего стоят его самовлюблённые фантазии о себе самом, по которым заключительные слова его сочинения уже сбылись? В чём они сбылись? В 1869 году ещё не было ни Франко-Прусской войны, ни проигрыша в войне, ни пленения императора Луи Бонапарта Германией, ни тем паче его отречения от статуса императора. И всё это время Вандомская колонна с самого завершения работ по её изготовлению и возведению располагалась на теперь Вандомской площади, а Наполеон Бонапарт крепко стоял на её вершине. Правда, в 1863 году статуя Наполеона Бонапарта была снята с вершины колонны, но по распоряжению самого Луи Бонапарта, опасавшегося её повреждения от непогоды. Копия статуи вновь была установлена на вершине колонны, а высокохудожественная скульптурная драгоценность перенесена в Дом Инвалидов. Таким образом, не было никаких деяний судьбы, опрокидывающих статую в отместку смешному императорству Луи Бонапарта, на что литературно уповал К. Г. Маркс.
4. Правда, в 1870 году было высказано предложение Гюстава Курбе о переносе колонны с Вандомской площади (place Vendôme) к Дому Инвалидов. Что-то вроде переноса советских памятников в Москве, особенно памятника Ф. Э. Дзержинскому на Лубянской площади, куда-нибудь с глаз долой, в «Музейон» советских памятников в Москве на Крымском Валу. А в 1871 году во время Парижской Коммуны предложение Г. Курбе получило радикальную форму, и Вандомскую колонну решено было полностью разрушить. Что и было сделано в 1871 году (1871.05.18) при большом стечении парижского народа и прогрессивной общественности. А через десять дней мавр, сделав своё дело, смог уйти: 28 мая 1871 года Парижской Коммуне позволили захлебнуться в её собственной крови. Адольф Тьер, пришедший к власти во Франции, инициировал судебное преследование Гюстава Курбе, так что последний был обложен штрафами, имущество его было распродано, сам он посажен в тюрьму, а по выходе из неё продолжал выплачивать штрафы, так что помер в нищете.
Если вы думаете, что слова К. Г. Маркса оказались пророческими хотя бы так несуразно, неуклюже, неисторично, и статуя Наполеона Бонапарта пусть хотя бы через столько лет после возведения Луи Бонапарта в императорское достоинство (он объявил себя императором 1852.12.02 и пробыл им до 1871.05.18) всё же свалилась с вершины Вандомской колонны, свалилась, правда, вместе с колонной, — если вы так думаете, то даже в этом ошибаетесь. Никаким наказанием французскому народу и лично Луи Бонапарту разрушение Вандомской колонны не было. Совершенно очевидно, коммунарами уничтожался символ Французской империи, коммунары, от нечего делать, разрушали памятник ради мира и созидания, демократии и коммунизма, как это обычно у коммунаров и коммунистов бывает. Лично Луи Бонапарт или адресно французский народ здесь совершенно ни при чём, борьба велась с наполеоновской имперской идеей, с идеями дяди, а не с личностью племянника или народной средой. Так что и здесь, с коммунарами, если их и вспоминать, К. Г. Маркс попал пальцем в небо своим замечательным литературным образом.
5. Ирония истории, так подтрунившей над К. Г. Марксом, продолжилась в том, что Вандомская колонна была восстановлена в 1874 году и бронзовый Наполеон Бонапарт, третий по счёту, вновь появился на её вершине. О чём ни словом не обмолвился в своих сочинениях ни ещё живший в ту пору К. Г. Маркс, ни Ф. Энгельс, написавший предисловие к переизданию, уже посмертному, 1885 года, книги К. Г. Маркса.
Зато Ф. Энгельс расщедрился на похвалы своему другу и учителю, написав в этом предисловии буквально следующее.
«Именно Маркс впервые открыл великий закон движения истории, закон, по которому всякая историческая борьба — совершается ли она в политической, религиозной, философской или в какой-либо иной идеологической области — в действительности является только более или менее ясным выражением борьбы общественных классов, а существование этих классов и вместе с тем и их столкновения между собой в свою очередь обусловливаются степенью развития их экономического положения, характером и способом производства и определяемого им обмена. Этот закон, имеющий для истории такое же значение, как закон превращения энергии для естествознания, послужил Марксу и в данном случае ключом к пониманию истории французской Второй республики. На этой истории он в данной работе проверил правильность открытого им закона, и даже спустя тридцать три года всё ещё следует признать, что это испытание дало блестящие результаты».
Энгельс, Ф. Предисловие к третьему немецкому изданию работы К. Маркса «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта». — Маркс, К. Энгельс, Ф. Сочинения. Изд. 2. В 50 тт. Т. 21. М.: Государственное издательство политической литературы, 1961. С. 259.
6. Вы вправе называть «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» примером высокой науки, крайне удачным применением материалистического понимания истории к конкретным эпизодам классовой борьбы во Франции. По мне данная книга не историческое сочинение с нудной и скрупулёзной работой с фактами, архивными актами, живыми впечатлениями собственными и прочих современников событий той поры. Это высокохудожественное произведение мастера подобной прозы, Карла Генриха Маркса. К. Г. Маркса, несомненно заблуждавшегося на свой счёт.
Вы читали «Историю одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина? Там с гораздо большим талантом описана примерно та же ситуация: ситуация прихода ничтожества к власти. Описана многократно и разнообразно. Но никто из читателей великого русского писателя, ни сам автор и не думали считать это произведение примером материалистического или какого ещё понимания конкретных исторических событий. Это художественное обобщение
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.
Таково и произведение К. Г. Маркса.
2021.12.26