Найти тему
Pilot_virtual_airways

Полет на реактивном "будильнике". Боинг 727 в X plane 11.

Оглавление

Стеклянные кабины современных лайнеров - инструмент который позволяет пилоту получать всю необходимую информацию не "распуская" взгляд по кабине. Огромный объем информации который выводился раньше на пол сотни аналоговых приборах (называемые будильниками) на современных лайнерах выводится на нескольких дисплеях в кабине экипажа. В реальности (да и в симуляторе) данные дисплеи существенно облегчают работу экипажа.

Но такие полеты могут быть довольно могут довольно быстро наскучить (речь идет о симуляторах). Отрыв, уборка шасси, автопилот. И все: сиди, смотри в экраны до начала снижения.

Попробовав пролететь на Cessna 152 "на руках" по маршруту в не самых лучших погодных условиях появилось огромное желание полетать на реактивных лайнерах второй половины 20 века.

Microsoft flight simulator 2020 на данный момент не может предложить такой возможности ввиду отсутствия самолетов, поэтому с этим вопросом я пришел в X-Plane 11. На момент моего знакомства "с завода вышел" Boeing 747-200 Classic от Felis. Так же на рынке с 2018 года был 727 Series Professional V3 от FlyJSim.

Выбор между ними было сделать довольно сложно. Но в конце выбор пал на 727: большая география полетов + распродажа, сделавшая его почти в 2 раза дешевле 747.

Подготовка к вылету

727 поставляется с двумя возможными комбинациями бортовых компьютеров. Это самая простая FMC и ее "прадед" - CIVA Navigation System (далее Цива). Пользуясь распродажей я себе еще приобрел кастомную Циву от Филипа, которая прекрасно интегрируется с 727.

CIVA Navigation System. Если уж летать по старинке то на всю катушку
CIVA Navigation System. Если уж летать по старинке то на всю катушку

При подготовке к полета с "цивой" необходимо учесть следующие моменты:

1. Если аэропорт вылета/прилета предполагает только RNAV процедуру на STAR/SID то все точки маршрута придется забивать вручную. Так например Московские порты имеют по 8 - 15 точек на SIDах. И если при использовании FMC (например) достаточно нажать пару кнопок что бы маршрут был подготовлен, то для Цивы придется вводить координаты каждой точки вручную. Особую сложность представляет то что память Цивы вмещает только 9 точек. Поэтому при вылете придется попотеть что бы выдержать маршрут.

2. В продолжении первого пункта надо отметить что стандартные чарты не всегда содержат координаты точек SID. Например в стандартные чарты UUEE не были включены координаты точек маршрута вылета. Пришлось искать их дополнительно.

3. Данный пункт относится к тем кто пользуется маршрутными ботами при подготовке к полету. При использовании бота маршрут приходит в формате: точка-трасса-точка-трасса и т.д. Такой формат пригоден для современных бортовых компьютеров но не пойдет для Цивы. Для того что бы пролететь по маршруту необходимо иметь на борту географические координаты всех точек по маршруту. Пользователи Симбрифа такую информацию получить могут. Для все остальных есть другой способ. На сайте Skyvector прокладывается маршрут далее печатается Navlog. Готово! Координаты всех точек, частоты VOR и NDB теперь под рукой.

4. Определить VOR/DME маяки по трассе по которым будет проводится коррекция Цивы. Если вы хотите в конце маршрута увидеть запланированный аэропорт а не лес/поле/море/другой аэропорт то необходимо проводить коррекцию. Дело в том что по мере полета накапливается ошибка точности определения местоположения воздушного судна. Без корректировок по маршруту ошибка может стать сильно большой. Так например по маршруту Шереметьев-Ираклион я делал корректировку 3 раза. Более подобная информация о корректировке идет в файле - инструкции.

Таким образом перед вылетом на столе перед монитором у меня была целая куча бумаг: инструкция по работе с цивой, чек листы к Б727, навлог с координатам, карта полета с обозначенными маяками для корректировки, расшифровщик METAR, ФРО на английском языке (вдруг что забуду).

Вся остальная подготовка к вылету примерно сопоставима с другими самолетами. Основной момент - правильно рассчитать топливо на полет с учетом полезной нагрузки.

Рабочее место бортинженера
Рабочее место бортинженера

Полет по маршруту

Не смотря на то что для данного типа ВС предусмотрен отдельный бортинженер в количестве 1 шт после запуска двигателей и герметизации кабины делать на этом месте особо нечего, кроме контроля приборов (наддув, расход топлива и прочее). Но надо сказать что я летал с отключенными отказами, возможно при их активации там будет чем заняться.

Отдельно стоит сказать про поведение самолетов на рулении (да и в небе) в X-plane 11. Какое то оно более плавное, реалистичное b не такое дерганое как у того же А32NX в MFS2020.

Исполнительный 24C UUEE
Исполнительный 24C UUEE

На разбеге и при поднятии передней стойки надо быть очень внимательным. При недостаточном взятие штурвала на себя можно зависнуть в положении когда основные стойки не отрываются от полосы. При чрезмерном взятии штурвала на себя можно получить тейлстрайк.

В наборе, после преодолении FL280 самолет начинает очень тяжело набирать высоту. Заданный FL320 еле наскреб с выводом двигателей на повышенный режим.

Так же стоит уделять внимание установленному режиму двигателей. Так в первый час полета (после выхода на круиз) я сжег 14400 lbs топлива вместо расчетных 9100.

Траффик. Почему то без следа
Траффик. Почему то без следа

Турбулентность самолет отыгрывает хорошо. Крылья как им и положено "машут", камера в кабине потряхивается.

В целом на маршруте есть чем заняться: вбивание по кругу координат (всего вышло около 40 точек на полет), корректировка положения, набор высоты по мере сжигания топлива. В целом я даже был рад что летел без диспетчера, так как воздушное судно в целом для меня не знакомо.

Портом прибытия был выбран LGIR, одна из причин - заход с использованием радиосредств.

На прямой полосы 27
На прямой полосы 27

Отсутствие автомата тяги, ручное триммирование, боковой ветер и куча будильников - все это не облегчает посадку. Но ничего в этот раз опять мягкая посадка, реверс, тормоза и освобождение полосы. Еще при снижении приметил что за мной идет борт на посадку.

Послесловие

В целом данным самолетом доволен. Помимо неплохо проработанной модели вместе с самолетом было приложено несколько документов с чек листами и описанием систем (в которых расписали каждую кнопку и каждый прибор).

Особо понравилось ночное освещение кабины, лампы включается с характерным потрескиванием, при запуске ВСУ лампы моргают имитируя нагрузку на электрическую сеть.

Внешний вид. Во первых надо понимать что это не MFS. Поэтому скажу так - у меня не было повышенных ожиданий и они оправдались.

Звуки. Отлично проработанные. Гидравлика, двигатели, топливные насосы и жужжание ламп. Все присутствует, все на хорошем уровне. Единственное - на эшелоне двигатели почти не слышно, но ведь это и есть главное преимущество для самолетов с такой схемой расположения двигателей. Но если кому особо надо - есть микшер.

Этот самолет сделан для того что бы в нем работать. Да, конечно вы можете летать с FMC вместо с Цивой. Или можете летать с Цивой но вбивать туда точки с помощью специального плагина. Но какой смысл в этом...если погружаться то по полной.

В будущем планирую изучить этот тип получше и полетать со включенными отказами. Посмотрим что из этого получится.

Плавных взлетов и мягких посадок!

-8

Отказ от ответственности. Вся указанная информация на данной странице не несет образовательных целей. Вся информация, указанная выше предназначена для развлекательных целей и никак не связана с реальными событиями или пришествиями.

Самолеты
6360 интересуются