Найти в Дзене

Как выглядело римское общество в царский период

Понятие античности прочно закрепилось в головах любителей истории, как интересная и важная эпоха. Её ветви можно заметить и более позднем восточном мире, восточном средневековье, культуре Ренессанса. И есть в этом заслуга двух великих цивилизаций, сложившихся в одну культуру. О греках на этом канале уже накопились статьи. Но сейчас мы поговорим о городе, давшем начало сперва царству, потом республике, а затем и великой империи - Риме.

Фото взято с https://warspot.ru/3980-rim-semi-tsarey
Фото взято с https://warspot.ru/3980-rim-semi-tsarey

К 1200 году до н.э. италийский полуостров занимали мелкие разбросанные племена. Несмотря на расстояние, они обладали одной культурой, названной Апеннинской. Апеннинские горы соседствовали с теми поселениями. В течении греческих Тёмных веков различия начали проявляться в гончарных изделиях, вооружении и доспехах, способах избавляться от трупов. Ранее их закапывали, затем некоторые деревни начали сжигать, например, латиали, говорящие на латинском языке. Более того, последние укладывали прах не в урны, а в маленькие жилища, скопированные с домов умерших. Это племя жило в скромных домах и не в незащищённых поселениях. Стены и ворота ими не использовались. Их маленькие деревушки находились на высоких холмах, что было единственным методом обезопасить себя. Но кроме них существовали и другие развитые племена в Италике.

Содержание

1. Легенда о Ромуле и Реме

2. Легенда о Риме

3. Исторические данные о создании города

4. Царский Рим

5. Устройство Рима

6. Конец царского периода

Легенда о Ромуле и Реме

Сперва обратимся к легенде, главных лиц которой знают многие, а вот саму историю знают не все. Кроме поселений латиалей стояли также латинские города южнее Тибра
Лавиниум и Альба Лонга у Альбанских холмов, являющиеся колонией первого. Его же, согласно преданиям, основал Эней, тот самый беженец из Трои во время троянской войны. Обоими поселениями управлял Нумитор. Его брат Амулий к этому относился с некоей долей зависти и напал на его земли, прогнав. В ходе этой кампании он убил наследников власти, а дочери запретил лишаться девственности, чтобы она не принесла потомков.

Памятник волчице, спасшей Ромула и Рема
Памятник волчице, спасшей Ромула и Рема

Но запреты иногда нарушают, и здесь произошёл ровно такой случай. Попытка оправдаться “изнасилованием Марсом” выглядела неубедительно даже для тех времён и тех людей. От узурпатора поступил приказ бросить в реку детей. Из-за половодья слуга просто оставил их на берегу. Сперва их нашла и воспитала волчица, а затем царский пастух нашёл их (довольно распространённый мотив, только на этот раз без корзинки и с добавлением нюансов) и оставил у себя и воспитывал. Имя Ромул и Рем они получили от него. Изгнанный отец - Нумитор - отправлял им средства для образования.

Спустя время, братья забрали назад царство и отдали своему отцу. Когда Альба Лонга следом за метрополией Лавиниумом тоже стала крупным городом, появилась необходимость в заложении ещё одного. Братья предложили построить его на том самом месте, где их оставили. Отец дал “добро”.

Отец и дядя соперничали друг с другом и это передалось в следующем поколении. Братья конкурировали за владычество. По одной из версий, в ходе споров между братьями завязалась драка, закончившаяся смертью Рема. Римский историк
Тит Ливий, говорит об издёвках Рема над стенами нового поселения. Он просто перепрыгивал её. За это Ромул убил брата. Так или иначе, город назвали в честь победителя противостояния - Римом. Его основали в 753 году до н.э. на Палатинском холме, где стоял Ромул изначально во время ссоры.

Легенда о Риме

Ромул выстроил весьма крупный город. Однако без населения он был не важен, а его в таком количестве, чтобы оно начало заполнять поселение не было. Тогда он начал приглашать всех беженцев и кочевников к себе. Всё бы ничего, если бы не отсутствие девушек и отказ соседних племён их предоставлять. Может быть, он обуславливался ненавистью, может быть страхом, что, впрочем, рядом.

Новоявленный царь решил исправить этот недостаток хитростью. Он объявил праздник Нептуна, на который пригласил соседей. Под шум волны, римляне украли всех девушек. Те сперва невзлюбили похитителей, но ненависть продолжалась не так уж и долго из-за “ласковых слов”, которые им говорили мужчины из нового поселения. И когда пришла армия сабинян пришла забирать своё новоиспечённые римлянки по своему проявили своё отношение к происходящему.

Жак Луи Давид. Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами. Фото взято с https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D1%8F%D0%BD%D0%BA%D0%B8,_%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5_%D1%81%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83_%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B8_%D0%B8_%D1%81%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D1%8F%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B8
Жак Луи Давид. Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами. Фото взято с https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D1%8F%D0%BD%D0%BA%D0%B8,_%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5_%D1%81%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83_%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B8_%D0%B8_%D1%81%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D1%8F%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B8

Вторженцам удалось прорваться в город, вытеснив местных мужчин. Римлянам пришлось нападать на свои же земли. На самом пике сражения похищенные девушки встали между воинами и стали просить их о мире, используя аргумент о смерти отцов и мужей. Воины были тронуты и заключили мир. Но если бы только этим всё и ограничилось! Они объединили свои поселения. Ромул и Тит Таций, царь сабинян теперь правили вместе, пока последнего не убили во время мятежа. Первый “выглядел менее подавленным, чем было прилично” и теперь правил один.

Исторические данные о создании города

Зачастую исторические факты отличаются от легенд. Тит Ливий даже признавал это, замечая “налёт поэтического духа” преданий о создании города нежели “исторические записи”. Образованию подобных мифов немало способствовали греки, устраивавшие свои торговые фактории на италийском полуострове, а также начавшие строить поблизости колонии. И это не говоря уже о сходствах с историями Саргона и Моисея и прочими древневосточными легендами.

Местные жители строили дома на месте основания Рима уже около 1000-800 гг. Но как часто бывает в мифах зачастую можно найти отголоски реальных событий. Ссора двух братьев, безусловно, может означать конфликт двух правителей-родственников латинских племён, правивших, согласно археологии, на двух холмах - Палатинском и
Эсквилинском. Вероятнее всего, одно из них пришло из Альбанских холмов, а другое из Сабинских. Поселения были враждебны друг к другу при общем языке, обычаях и богах. Миграция Энея Троянского также может отражать переселения из Малой Азии.

Сильнейшее влияние на Рим оказала
Этрурия (территория совр. Тосканы). Её жители - этруски - к началу первого тысячелетия уже отличалась своей развитостью. Будучи мигрантами из Малой Азии, они имели письменность, урбанистические города, выборную царскую власть. Кроме того, они обрабатывали металлы и торговали. Своим развитием они обязаны веяниям малоазиатской, греческой и финикийской культуры.

Этруски. Фото взято с https://russian7.ru/post/chto-obshhego-mezhdu-yetruskami-i-russkimi/
Этруски. Фото взято с https://russian7.ru/post/chto-obshhego-mezhdu-yetruskami-i-russkimi/

Этрурия состояла из 12 (возможно и больше) самостоятельных образований, представляя собой конфедерацию. Каждым поселением правил выборный царь, а роль совета была довольно высокой. Даже можно говорить о некой форме республики на закате Этрурии.

При пристальном изучении жизни этрусков можно найти удивительные сходства с будущим римским государством. Близкое расположение территорий и тех и других способствовали диффузии в сторону последнего. Кроме республиканизма к этому можно отнести гладиаторские бои между пленными, какие-то религиозные составляющие, флот, письменность и так далее.

Беженцы из легенды, стремящиеся в недавно построенный город, из-за чего там было мало женщин, вероятно, были теми самыми этрусками. В этом случае совсем не удивительно столь сильное перенимание этрусской культуры. В отличие от основной части Этрурии, настроенной агрессивно в отношении нового города беженцы смогли привнести не только смуту, но и доброжелательность и культуру. В результате Рим объединил в себе непосредственно римлян, основавших и поселившихся первыми, этрусков и сабинян. Первые цари были выборочными и только последние три унаследовали власть от отцов. И к слову, вероятно, они были именно этрусками.

Царский Рим

По традиции считается, что царским Римом правило 7 царей. Трёх последних из них можно с большой уверенностью считать историческими личностями. Несмотря на столь условный список, приписываемое тому или иному царю действие, вероятно, отражало действительные изменения и реформы. Довольно деятелен в этом смысле Нума Помпилий (715-674 гг.), проведший немало реформ и сделал свои владения более благоустроенными.

Нума Помпилий на монете. Фото взято с https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D1%83%D0%BC%D0%B0_%D0%9F%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9
Нума Помпилий на монете. Фото взято с https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D1%83%D0%BC%D0%B0_%D0%9F%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9

Тул Гастилий и Анк Марций, последующие цари, в большей степени занимались расширением города и территорий государства, завоёвывая соседние племена и города. За время их правления римское царство увеличилось вдвое. В это же время конфронтация с Этрурией усилилась. Один из видных представителей этрусской знати в Тарквинии под титулом Лукомо бежал в Рим и там смог заработать царский титул в 616 году. Звали его Луций Тарквиний Приск или Тарквиний Древний, чьими достижениями следует считать закладывание цирка-арены, где проводились состязания и религиозные мероприятия, а также канализацию.

Этрурия в это время занимала территории, наполненные железом, медью, железом и серебром и торговала ими с Грецией, откуда и черпала свои заимствования, особенно в письменности. такая культура не могло не перениматься соседями, в том числе и Римом. Нечего удивляться, что и шестой царь - этруск Сервий Туллий (578-533 гг.) под влиянием родной культуры также благоустроил город, укрепил стены, создал рвы и заселил незаселённые холмы Квиринал и Виминал.

Устройство Рима

Рим состоял из трёх округов (триб), состоящих из разных народов, населяющих город. Триба состояла из десяти курий, т.е. объединений воинов. Каждая курия состояла из десяти кланов, располагавшихся рядом. Клан имел своё имя (familia) и управлялся главой (pater familias), имеющего огромное влияние на семью и выполняющего серьёзнейшую роль.

Впоследствии образовался
сенат - совет старейшин, состоящий из выборных членов каждого из клана. А на куриатных комициях, т.е. собраниях представителей курий выбирали царя, выполнявшего функции главного жреца и главнокомандующего. У него было 12 личных телохранителей - ликторов, вооружённых топорами. Члены знатных родов, будучи первопоселенцами стали носить статус патрициев, т.е. полноправных граждан. Всех новых жителей прозвали плебеями (плебсом), т.е. не имеющими прав жителями.

Плебеи не могли владеть землёй и занимать важные должности, религиозные, в том числе. Из-за этого многие из них переселялись за пределы стен, где занимались ремеслом и торговлей. Благодаря этому некоторые из них становились не беднее патрициев, которые в свою очередь могли обеднеть. Из-за неравноправия сформировалась концепция отношений богатого покровителя (
патрона) и обедневшего преданного человека (клиента). Такие связи назывались, соответственно, патронажно-клиентные. Патрон давал клиенты жильё, пропитание, различные средства для существования, а тот в свою очередь, выполнял для него различную работу, исполнял поручения, воевал за него. Стоит отметить, что ситуация неравноправия очень напоминает греческое общество с их метеками. Однако, со временем в Риме начались изменения, связанные с конфликтами плебса и патрициата и это сходство сходило на "нет".

Сенат. Фото взято с https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%82_(%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%A0%D0%B8%D0%BC)
Сенат. Фото взято с https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%82_(%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%A0%D0%B8%D0%BC)

Со временем границы за стенами также расширялись, при этом плебеям и там не доставалось земли, что выражалось в конфликтах между сословиями. Шестой царь Сервий Туллий посчитал это поводом поменять территориально-имущественную систему. Более того, по степени значимости его реформы можно сравнить с реформами греческого Солона.

К трём трибам прибавилась ещё одна. 4 трибы теперь не представляли различный этнос, а становились округами, где жили и патриции и плебеи. Это, более-менее, уравнивало их в правах. Однако, появилось новое разделение, связанное с имущественным состоянием семьи. Низший,
шестой разряд (пролетарии) говорил, что семья имеет меньше 11,5 тысяч монет (ассов), затем шёл пятый - до 25 тысяч, четвёртый - до 50 тысяч, третий до 75 тысяч, второй до 100 тысяч, а первый больше ста тысяч ассов. В зависимости от разряда семьи выставляли определённое количество центурий, т.е. сотен воинов. Шестой разряд предоставлял одну центурию, пятый - 30 центурий, четвёртый, третий и второй - по 20-22 центурии, а первый разряд - 80 центурий тяжеловооружённых солдат и 18 центурий всадников. Вооружали войска выставляющие их семьи. Воины от самых богатых носили бронзовый шлем, щит, ножные латы, нагрудник, меч и копьё. Самые бедные орудовали пращой и камнями.

Фото взято с http://strategwar.ru/military-history/voennaya-istoriya-rimskaya-armiya-i-reforma-serviya-tulliya
Фото взято с http://strategwar.ru/military-history/voennaya-istoriya-rimskaya-armiya-i-reforma-serviya-tulliya

Куриатные комиции заменили на центуриатные из 193 представителей каждой из сотен, имеющих по одному голосу. Логично, что при таких раскладах более состоятельные жители обладали преимуществом в голосованиях. Такая форма народного собрания сперва принимала решения, затем сенат обсуждал её и если она была принята, то это становилось законом.

Конец царского периода

Подобные изменения в правах плебса и стало причиной дальнейшего превращения царского Рима в республиканский. Новшества были встречены римской знатью не слишком доброжелательно, отчего путь оказался тернистым. Сервия Туллия убили в результате заговора.

Тарквиний Гордый (533-509 гг.) участвовал в этом заговоре и сел на трон, став тираном во всех смыслах. Термин “тиран” означал человека, в результате переворота ставшего правителем. Однако, Тарквиния можно было бы назвать так и в сегодняшнем понимании этого слова. Он окружил себя охранявшими его людьми, казнил последователей Сервия, конфисковывал деньги у граждан, обвиняя их в страшных преступлениях. Его можно считать даже не совсем законным царём. Сенат не утвердил его на троне.

Тарквиний Гордый толкает Сервия Туллия
Тарквиний Гордый толкает Сервия Туллия

Но подобным безобразиям пришёл конец и в 509 году, его сын изнасиловал дочку одной патрицианской семьи Лукрецию. Та покончила с собой. В итоге вспыхнул мятеж. Тиран был далеко, и узнав о нём, вернулся домой, но армия поддержала восстание. Тому пришлось с сыном бежать в изгнание. С этого времени можно начинать считать Рим республикой.

Рим уже в царский период отличался своей необычной структурой и системой власти, уже сильно напоминающей республику. Отличало её только наличие самого титула царя, отсутствия прав у плебеев и могущества патрициев, т.е. членов аристократических древних семей. Несмотря на то, что в будущем нюансы и особенности такой системы управления государством изменится - корни её были заложены в царский период, который не стоит недооценивать.

А как вы считаете, можно ли полагать, что римская система управления и общества в большей мере перенята у этрусков? Пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь. Спасибо за внимание!

#рим #история #античность #история древнего рима #история античности