В прошлом году у нас была статья о Божьем провидении, где мы выяснили на примере Александра Македонского, как действует Бог через великих людей, которые не знают Бога. Сегодня мы посмотрим, как действует Бог через обычных людей. И для начала прочитайте главу 42 книги Бытия.
На протяжении всей истории Бог использует как хорошие, так и плохие ситуации в жизни, чтобы приготовить людей к осуществлению Своих планов. Иосиф сохранял верность Богу в трудных обстоятельствах в Египте, будучи и несправедливо обвиненным рабом и верным узником (Быт. 39:1-23). А еще, поскольку толкование снов Иосиф признал за Богом (Быт. 40:1-23), то фараон (не осознавая того) стал Господним инструментом в освобождении молодого еврея из заточения и назначении его вторым по важности лицом в Египте. Иосифу не случайно было дано столько власти; Бог ставил его ответственным за обеспечение зерном голодных египтян, а также всех тех, кто приходил купить его из соседних стран (Быт. 41:1-57). Никто из участников этих событий — ни сам Иосиф, ни его родственники — не подозревал, что Бог работает над Своей конечной целью: привести всю семью в Египет. Там они будут жить и умножаться четыреста лет (Быт. 15:13; Исх. 12:40, 41), до времени Моисея. Тогда Господь выведет их оттуда Своей крепкой рукой и приведет в землю обетованную. Постепенно разные части божественной мозаики вставали на место, но еще больше ее фрагментов будет добавлено, прежде чем завершится Божья провиденческая работа с семьей Иакова.
Бог может использовать обстоятельства, чтобы напомнить людям об их грехах и пробудить чувство вины. Через жестокий голод Бог напомнил сыновьям Иакова об их преступлении против Иосифа. В начале главы 42 в Ханаане уже чувствовался предсказанный голод. Иаков услышал, что в Египте большие излишки зерна, и потому послал туда десять своих сыновей купить зерна, чтобы семья не погибла от голода.
После долгого путешествия длиной около 400 километров братья прибыли в столицу Египта (Быт. 42:1-5). Их направили к Иосифу, правителю, ответственному за продажу и распределение египетского зерна. Читатель может посчитать удивительным совпадением то, что братьев направили именно туда, где был Иосиф, поскольку зерно хранилось в разных местах по всему Египту (Быт. 41:48). Кроме того, кажется маловероятным, чтобы такой важный правитель, как Иосиф, осуществлял контроль над каждой торговой сделкой в стране, потому что у него было много помогавших ему надзирателей (Быт. 41:34-36). Однако тому, кто смотрит глазами веры, ясно, что это Божье провидение привело братьев в Египте прямо к Иосифу.
Посмотрев на богатого египетского аристократа, сыновья Иакова не узнали в нем своего брата. Когда они поклонились ему, Иосиф вспомнил свой юношеский сон в Ханаане (Быт. 37:7, 9). Затем он стал допрашивать их, испытывая их утверждение, что они честные люди (Быт. 42:6-17).
Через три дня Иосиф распорядился, чтобы один из его братьев (Симеон) остался в заключении, а другие возвратились домой в Ханаан с зерном. Он выдвинул требование, что если они хотят снова увидеть Симеона, то должны вернуться в Египет со своим младшим братом (Вениамином). Это, сказал Иосиф, единственный способ убедить его, что они честные люди, а не соглядатаи. Он заверил братьев, что боится Бога и поступит с ними по справедливости, но чтобы им не умереть, они должны сделать то, что он им сказал (Быт. 42:18-20).
Когда египетский правитель закончил говорить, братья вспомнили, как жестоко они поступили с Иосифом, не обращая внимания на его мольбы и страдание его души. Они признали себя виновными в преступлении и испугались, что скоро их постигнет справедливое наказание (Быт. 42:21). Потом заговорил Рувим, напомнив им об их вине и о том, как умолял их не грешить против отрока (Иосифа), но они не послушали. «Вот, кровь его взыскивается» — сказал он (Быт. 42:22).
Этот разговор был только началом процесса, который приведет их к истинному покаянию. Осознание своего личного или коллективного греха возможно и без истинного покаяния; однако Иосиф видел, что братья страдают из-за вины и угрызений совести. Тронутый их переживаниями, он «отошел от них и заплакал» (Быт. 42:24). Это указывает на то, что главной целью Иосифа было не причинить какой-то вред своим братьям или заставить их страдать из-за своего поступка. Скорее, он, направляемый Богом, хотел пробудить в них осознание тяжести своих грехов. Чтобы была хоть какая-то надежда им снова стать семьей, они должны продемонстрировать, что изменились.
Бог может и дальше напоминать людям об их грехах, чтобы дать им возможность покаяться и доказать, что они достойны Его призвания. Взяв себя в руки, Иосиф вернулся и приказал связать Симеона и заключить его под стражу. Затем он велел слугам положить серебро братьев обратно в их мешки и обеспечить их всем необходимым для возвращения в Ханаан. Целью этой второй фазы испытания было еще больше скомпрометировать братьев, ускорив появление в них страха перед Богом и за последствия своих грехов. Иосиф не решил просто забыть то, что они сделали; кажется, ясно, что он хотел привести их к истинному покаянию пред Богом и полному примирению в семье.
После целого дня пути братья остановились на ночлег. Один из них открыл свой мешок, чтобы дать ослу корма, и «увидел серебро свое в отверстии мешка»; он тут же сказал другим, что его серебро «возвращено». Они задрожали от страха и говорили друг другу: «Что это Бог сделал с нами?» (Быт. 42:26-28). Иосиф опять использовал возможность возбудить в их сердцах чувство вины за то, что они сделали, продав его в рабство. И хотя он не мог лично наблюдать их реакцию, он, очевидно, верил, что во время следующей их встречи он увидит, был их страх и чувство вины знаком печали «ради Бога» (2 Кор. 7:11) или просто «печалью мирской», которая «производит смерть» (2 Кор. 7:10).
В противоположность впечатлению, которое читатель может вынести при первом прочтении текста, то, что делал Иосиф, не было простой местью братьям, выразившейся в обвинениях, угрозах и заключении в тюрьму. Хотя он заставил их очень поволноваться, рассказ внушает мысль, что главным побудительным фактором и вопросом в голове Иосифа всегда был: «Смогу ли я когда-нибудь простить их, чтобы мы снова стали семьей?» Иосиф, видимо, сам еще не знал ответа на этот вопрос и потому продолжал испытание, пока не убедился, что примирение возможно.
Вернувшись в Ханаан, братья отчитались отцу во всем, что случилось, и сказали, что должны вернуться в Египет с младшим братом, чтобы освободить Симеона (Быт. 42:29-34). Иаков не сдержался: «Вы лишили меня детей: Иосифа нет, и Симеона нет, и Вениамина взять хотите — всё это на меня!» (Быт. 42:36). После смерти Рахили жизнь Иакова состояла из сплошных несчастий, и хотя он не знал деталей, он все равно винил своих сыновей в том, что они лишили его Иосифа и Симеона. Естественно, он боялся, что Вениамин может дополнить список потерянных сыновей, хотя Рувим и предложил своих сыновей в качестве залога благополучного возвращения Вениамина (Быт. 42:37).
С человеческой точки зрения Иакову казалось, что мир вокруг него рушится, но с точки зрения Бога все происходившее работало на конечное благо Иакова, а не во вред ему. Эта часть истории заканчивается пессимистичными, с болью в сердце, словами Иакова, который думал, что ему больше нечего ждать, кроме как смерти «с печалью» (Быт. 42:38). И все же после его ночи плача «на утро [будет] радость» (Пс. 29:6). Скоро он узнает, что все его сыновья живы и здоровы.
#судьба #ветхий завет #изучение библии #христианство #религия