Порою кажется, что Новый год был всегда. Но как?
Ведь в древнем мире люди не имели привычного нам календаря!
Так было до тех пор, пока ученые жрецы Шумеро-аккадской цивилизации, не принялись наблюдать за движением солнца и звёзд. Астрономы и учёные эти по-шумерски звались «халдеями».
Так вот, примерно шесть тысяч лет назад местные астрономы заметили важный момент в движении Солнца. Собственно, в точках настоящего востока и запада наше светило появляется лишь дважды в год.
Все остальное время Солнце постепенно перемещается к югу – потому меняется долгота дня. Ну и времена года тоже.
В общем – чего ждать от природы и погоды, тогда официально поведать могли лишь эти жрецы. Именно они определили самый короткий и самый долгий дни в году.
Но до настоящего календаря, в котором появится Новый год, было ещё далеко. Да и с ёлками на юге наблюдался дефицит!
Зато у древних кельтов, именно ель почиталась обиталищем лесного духа. Дух, особенно в зимний период, был недобрый и требовал кровавых жертв, части которых друиды либо развешивали на ветвях дерева, либо складывали под ним. Сами прикиньте, что там могло висеть.
Когда окрепшая христианская церковь запретила эти ужасы, рождественская елка начала свой путь к привычному нам образу.
Однако вернёмся к Кельтам:
Зимой наступало время Великого Старца Севера, повелителя трескучего мороза и ледяных ветров. Кельты верили, что начиная с зимнего солнцестояния Старец бродил по людским поселениям с особым мешком. Подарки не раздавал, даже напротив — забирал всё самое дорогое, что появилось у людей в ушедшем году.
Визит божества с таким мешком был серьёзным испытанием, поэтому после его ухода в домах оставались только замёрзшие люди и пустые кладовки.
Для того, чтобы оградить поселок от ужасного визита, друиды приносили свирепому Старцу общую жертву - в мороз выводили в лес и привязывали к дереву самую красивую и юную деву. Именно она и стала одним из ранних пообразов веселой Снегурочки, спутницы Деда Мороза...
На этом фоне вспоминается… совсем иная картина, где Мороз вовсе не злой и выступает скорее как защитник людей:
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Это зимний волшебник из поэмы Николая Некрасова «Мороз Красный нос». Сейчас он живёт в Музее-заповеднике Карабиха Ярославской области и также, как и Дед Мороз из Великого Устюга, принимает участие в праздничных и новогодних программах.
Ну ладно, кого-то похожего на Деда Мороза мы нашли, но когда же в истории начнётся сам Новый год?
В те времена, языческая древняя Русь знала и вела отчёт от так называемое пролетья.
Это когда отсчёт вёлся от первого пролетнего месяца марта.
А всё потому что лето тогда заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, а затем шесть месяцев считались зимними.
Предположительно, на Руси Новый год совпадал с днём весеннего равноденствия 22 марта. Масленицу и Новый год встречали в один день. Но с Крещением Руси в 988 году появилось новое официальное летосчисление (от сотворения мира) а также новый европейский календарь – Юлианский- с закрепленными названиями месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта.
Так было до тех, пор пока православная церковь решением Никейского собора не перенесла начало года на 1 сентября.
В виде… праздника сбора урожая и покоя от всех житейских забот.
Христиане внимательно отнеслись к вопросу. Поэтому весь годичный цикл полевых работ совместили с датами церковных и традиционных народных гуляний.
Непросто было сплести славянские и христианские традиции, но все уникальные обряды в основном сохранили. Например, в
день зимнего солнцестояния в деревнях люди выходили за околицу, где жгли костры и звали солнце “повернуть на лето”.
Но вернёмся к поискам Нового года!
Зимой тогда особо выделялся Праздник зимнего солнцеворота в ночь на 22 декабря давал старт так называемому “Пещному действу.
В храмах разыгрывались ролевые театральные мистерии, изображавшие “трех отроков в пещи огненной”. Оттуда их спасал Ангел, после чего по всей Руси открывался карнавал. Люди, в причудливых нарядах изображали как бы тех самых премудрых астрономов из шумеро-аккадского народа. А именно учёных – жрецов - халдеев”.
С факелами и криками они бегали улицам, по-всякому подшучивая над зеваками… В Москве даже царь любил наблюдать эти шутовские хороводы.
Далее праздные шатания перетекали само Рождество и колядование.
Ряженые актёры ходили по домам, славили Господа, Вифлеемскую звезду, хвалили хозяев и выпрашивали подарки.
Справка "Маяка Истории" — особо чтимые маски на колядках:
Коза - одна из древнейших кормилиц человека, образ достатка, сытости, процветания.
Кот- символ ловкости и защиты дома от злых духов.
Медведь - символ силы и мощи.
Лиса - хитрость и смекалка.
Журавль - символ деторождения и добрых перемен.
Оставить артистов без подаяния было никак нельзя — счастья не будет. И хозяйки специально пекли из теста коровок, лошадок, барашков, как бы одаривая ряженых настоящим домашними животными.
К сочельнику, последнему дню рождественского поста
К столу подавались Кутья из обваренных зёрен пшена, позднее риса или чечевицы. В качестве приправы использовали Со́чиво — выжимки тыквенных семян, разных орехов и мёда.. За праздничным столом подавали тех же печеных коровок и лошадок, а на почетное место, под образа, сажали украшенный сноп хлеба.
Ну а после застолья полагалось сделать капитальную уборку и сходить в баню — непременно вместе, всей семьей.
Крещение на Руси было одним из самых важных праздников начала Нового года. Воду рек и озёр святили, строили помосты и делали во льду проруби. Все участники и участницы “халдейских” игрищ и колядок обязательно должны были окунуться — лицедейство считалось не совсем “чистым” занятием, но крещенская вода смывала грехи.
А где светский, простой Новый год? Когда придёт его время?
15 декабря 1699 года Петр 1 издал указ, согласно которому началом года назначалось 1 января.
Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших по григорианскому календарю.
Реформа царя не коснулась церкви, которая свои праздники и даты продолжила отмечать по календарю юлианскому.
Однако летосчисление всё-таки поменялось. Если раньше считались годы от сотворения мира, то теперь отсчёт пошёл от Рождества Христова.
Царь Пётр хотел, чтобы первый новогодний праздник состоялся на европейском уровне, поэтому далее в своём указе требовал:
«...По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых... а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь...».
Кстати, пока что речь шла о любых вечнозелёных деревьях, не только о еловых ветках.
Тогда же на ёлках появись "предки" современных игрушек: яблоки и конфеты.
Почему яблоки? А всё просто - Ель считалась райским деревом, которое приносит плоды.
Итак, первый день Нового 1700 года начался парадом и народными гуляниями в Москве. Вечером стрельцы дали из пушек первый салют.
Новый год приобрёл сугубо светский характер, а православное Рождество отодвинулось в конец первой недели января.
А что с нашими, родными Дедом Морозом и Снегурочкой?
И новогодними подарками?
Почти привычных Деда Мороза и Снегурочку мы встретим в театральной пьесе «Снегурочка» писателя Александра Островского.
Дело было так:
Спустя 15 лет после того, как сам дед Мороз и Весна-Красна полюбили друг друга, на свет появилась их дочь – Снегурочка. Именно поэтому и разгневался Ярило-солнце, и… лишил Землю своего тепла! История получилось грустной.
И хотя героиню запомнили и полюбили, ещё долгие годы Дед Мороз приходил к детям в одиночестве. А в Рождество исполнял функции Рождественского Деда (то бишь Санта-Клауса на европейский манер).
Тем временем Новогодняя ёлка постепенно
стала приобретать настоящие игрушки.
И пусть поначалу они были «самодельными»! Материалы использовали доступные и подручные: расписывали пустые яичные скорлупки, простые еловые шишки – золотили особой краской. Из латуни некоторые мастера вытачивали фигурки ангелов.
А конфеты, яблоки и экзотические мандарины стали украшением стола и начинкой для праздничных кульков, раздаваемых на детских и благотворительных Ёлках.
Позже в Петербурге и Клину открыли своё производство самых разных ёлочных игрушек. Помимо стекла использовалось папье-маше.
В середине XIX века расплодились многочисленные артели, которые занялись производством сделанных из тонкой фольги в виде хвои гирлянд и цепей, длинных нитей из той же фольги, прозванных "дождиком".
Картонажные мастерские делали уникальные игрушки из бумаги и картона.
Под ёлкой оставлять подарки поначалу могли лишь дворяне и зажиточные купцы. Штучное производство было дорогим, но в Российской империи можно было по символической цене приобрести ёлочку в комплекте с набором восковых свечей и самых простых шариков.
А обычай обмениваться подарками закрепился в народе примерно во второй половине XIX века, когда отменили крепостное право и простые люди стали жить немножко побогаче.
После революции 1917 года, в Советской России Рождество и Новый год как большие праздники временно отменили. Ночь с 31 декабря на 1 января отмечали по-семейному, без пышных торжеств - в формате домашних застолий.
И только через несколько лет, новые власти вернули былой статус Новому году, хотя 1 января всё-таки оставили ... рабочим днем!
Разумеется, это не помешало каждой советской семье наряжать у себя дома ёлки с красными пятиконечными звёздами на верхушках.
И советский добрый Дедушка Мороз уже приходил с подарками ко всем детям, а на первой советской Ёлке в 1937 году Дед Мороз впервые появился с внучкой Снегурочкой, а не с дочкой – как было в сюжете пьесы Александра Островского. Ну, это чтобы детворе было ближе и понятнее. Всё-таки Новый год – это семейный праздник!
Во время Великой Отечественной войны Новый год был символом приближения Победы.
Невзирая на трудности, праздник оставался праздником, лишь новогодие игрушки чаще делали из перегоревших велосипедных лампочек, медицинских ампул и колб.
А с 1954 года самая главная Ёлка страны прописалась в Кремле. Именно там она стала самой волшебной и любимой.
Потому что кремлёвская Ёлка славилась не только своей программой, но и уникальными подарками.
Например наборы конфет в жестяных расписных коробочках формы Спасской башни, были реальным подтверждением социального статуса.
Подобные коробочки с кремлевских Ёлок сейчас являются настоящими антиквартными раритетами.
После выхода в 1956 году фильма Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» новогодняя игрушка «часы», со стрелками «без пяти двенадцать», приобрела огромную популярность. Часики выпускались разными фабриками разной расцветки и висели практически на каждой новогодней елке в стране.
А уж после легендарного полёта советского спутника и гагаринского прорыва в космос – в новогоднюю тематику навсегда вошли открытки и игрушки на тему освоения космоса...
... а также фантастические персонажи – космонавты, спутники и даже роботы.
Новогодние базары в СССР помогали приобрести дефицитные подарки, которые появлялись в продаже только в предпраздничные дни.
Появились уличныё Ёлки, которые традиционно украшали гирляндами и красочными флажками. Некоторые имели патриотическую символику. На вершину устанавливали красную пятиконечную звезду.
Пожарные инспекторы заботились о безопасности и запрещали запускать возле дерева фейерверки и использовать бенгальские огни.
Продукты для праздничного меню покупались, выбирались и доставались заранее. Это касалось шампанского, баночек со шпротами и зелёного горошка для народного салата «оливье».
Многие новогодние привычки прошлого сохранились и сейчас.
Но знайте, история Нового года всегда открыта новым волшебным традициям.
С Новым годом, детвора
Вот – пришла моя пора,
Всех сердечно поздравляю…
Много радости желаю,
Не скучать и не болеть,
Счастье всей семье иметь!
Вместе целый год держаться!
Дед Мороза не бояться!
PS Статья составлена на основе передачи, которая вышла на нашем YouTube канале "Маяк истории"
#детям #родителям #маякистории #литература #познавательно #история #оливье #снегурочка #новыйгод #рождество #колядование #праздники #каникулы #развлечения #семья #факты #шумеры #астроном #Петрпервый #СтарецCевера #кельты #РождественскийДед #подарки #ёлка #елка #игрушки #украшения #образование