Друзья, хочу с вами поделиться любопытной советской журнальной заметкой 1929 года, официально сообщающей о персональной выставке Сергей Чехонина в Париже в рамках рабочей командировки. Хотя сегодня мы уже знаем, что в 1928 году он навсегда эмигрировал из СССР.
Выставка С. Чехонина в Париже (Театральная жизнь. Вне СССР) // Современный театр, 1929. – № 17, 23 апреля. – С. 277.
Художник Сергей Чехонин, находящийся сейчас с разрешения Наркомпроса в Париже, с целью изучения прикладного искусства Запада, выставил там свои работы.
Французская художественная критика с особенной похвалой отнеслась к этой выставке. В творчестве С. Чехонина, по мнению французской прессы, отразилось бесконечно много нюансов, начиная с Персии и древней России, народного искусства Киева и Москвы и кончая революцией и величием Октября.
С. Чехониным были выставлены пастели, миниатюры, акварели, рисунки эмали, фарфора и среди них ряд рисунков для нового балета «Оживающий фарфор», идущего в театре миниатюр в Нью-Йорке.
В публикации представлен эскиз костюма к балету «Оживающий фарфор». Занятно как близок он к правде жизни и конкретной скульптуре подмосковного завода Алексея Попова.
Позволю себе показать вам это произведение в фотографиях с разных ракурсов и в составе парной композиции.
На сколько я осведомлён, настолько я предполагаю, что этот эскиз выполнен для театра-кабаре «Летучая мышь», закрывшегося в России в 1922 году и продолжившего своё существование в гастрольном турне по Европе и Америке. Известно: начиная с 10 октября по 17 декабря 1927 года на сцене нью-йоркого «Cosmopolitan Theatre» компания Никиты Балиева дала 80 представлений.
Выдающийся русский актёр Игорь Ильинский в своих мемуарах так написал о «Летучей мыши»:
«Театр «Летучая мышь» вырос из «капустников» Художественного театра [МХАТ], который дышал творческим изобилием и оплодотворил театральное искусство на долгие годы. Актёры Художественного театра, в том числе Балиев, Москвин, Грибунин и другие, находили время для шутливых представлений, пародий и импровизаций для своих же товарищей и для избранной публики. В дальнейшем стиль «капустников» уже перестал удовлетворять главного инициатора этих представлений, предприимчивого и вместе с тем взыскательного Никиту Балиева, и он создал свой театр, где начал ставить классические инсценировки и художественные миниатюры… Много было изобретательности, вкуса и разнообразных неожиданностей в его театре.
<…> Были в программе и «оживающий фарфор», и кустарная заводная игрушка «Катенька», танцевавшая старинную польку, и ожившие «малявинские бабы», и потешный лубок (по-видимому, дань войне) под названием «Как ныне сбирается вещий Олег», с просунутыми в декорации головами и руками, на которых были надеты сапоги и которые изображали ноги. Получались препотешные фигурки удалых, бесшабашных казаков.
Все эти «номера», и весёлые и серьёзные, были по своему качеству и вкусу на уровне Художественного театра». (Игорь Ильинский. Сам о себе).
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив