Сегодня один старшеклассник на перемене при поддержке друзей терзал меня разговором о литературе. Замучил его вот какой вопрос:
— Почему в начальной и средней школе мы читаем книги, которые говорят, что надо делать добро, быть хорошим, работать, не изменять жене, а в старшей...
— А в старшей, что надо изменять?
— Нет, но это книги о том, что в жизни есть больше вещей, чем только посвятить себя добру. И получается так, что люди темной стороны жизни живут более полно. Почему так?
Говорили долго, и на уроке тоже не могли оставить тему. И вышло, что к старшей школе не столько книги меняются, сколько они сами. Им уже физиологически многое хочется и можется и тянет пробовать всё, в том числе и темную сторону жизни. И хочется жить вне рамок, и колется, и страшно, и сладко. А книги искушают. Показывая эти стороны ярко, этим показыванием искушают (прямо так и сказали).
Вот говорит Макар Чудра у Горького (как раз читаем): если ты работаешь — ты раб, надо не работать, а ходить по земле и смотреть, насмотрелся — ляг и умирай. Надо не сбиваться в кучи в неволе душных городов, а уходить в степи, уплывать в моря...
И это — искушает. Потому что похожую тягу они ощущают в себе. И книга эту тягу как бы оправдывает и поддерживает яркостью изображения. Эта яркость застит взор и не дает увидеть сложность оценок, авторскую позицию, не дает увидеть цену за совершенный или не совершенный выбор. Это всё неважно, когда обнажается ослепительная и ослепляющая точка выбора, которая провоцирует и рефлекторно возбуждает.
Книга оказывается инструментом прямого и нехитрого действия, почти как порнографические картинки, действующие на инстинкты, помимо разума.
И они мне серьёзно сегодня доказывали, как притягательна в описании Бунина, как ярка и чувственна жизнь... господина из Сан-Франциско. Sic, не кого-нибудь, а именно этого господина...
Им дела нет до всей системы авторского отношения, выстроенной в рассказе. «Люди темной стороны живут более полно». И у них раздуваются ноздри, жадно нюхающие острый запах этой стороны... через книги. Из безопасного укрытия. Не прикасаясь руками. До поры, до времени...
Если вы хотите побывать вместе с нами на нескучных уроках литературы, увидеть новое в привычных школьных произведениях, посмеяться и задуматься над случаями из учительской практики, вместе с детьми пройти путь понимания сложных текстов, подписывайтесь на мой канал.