Найти тему
Киношная ночь

Что такое плохая экспозиция и как она убивает фильмы

Оглавление

Начинаешь смотреть кино, и сразу понимаешь, что будет скучно. Как мы это чувствуем? И почему начало — самая важная часть фильма?

Что такое экспозиция?

Фактически это инструктаж, введение в мир истории. Знакомство с героями и завязка, которая запускает в движение события, ведущие нас к финалу. Это тот минимум информации, который необходим для того, чтобы с интересом следить за историей. Экспозиция может длиться несколько минут, а может занимать половину фильма — всё зависит от подхода режиссёра и того, сколько информации нужно дать, чтобы вы понимали, какого чёрта вообще происходит. Но перейдём от теории к конкретным примерам.

Кадр из фильма "Человек-паук". Режиссёр — Сэм Рэйми
Кадр из фильма "Человек-паук". Режиссёр — Сэм Рэйми

Обычно в фильмах Марвел (да и в любом мейнстримовом кино) экспозиция длится минут 10-15. Вспомним первого "Человека-паука" Сэма Рэйми. Вот человек, вот паук, вот тётя Мэй и дядя Бэн, а также Мэрри Джейн, Гарри и его отец Гоблин. Вы со всеми познакомились, получили завязку в виде укуса паука и трансформации Питера Паркера и Зелёного Гоблина. Всё, экспозиция закончилась, и теперь можно с лёгкостью следить за событиями, не напрягая мозг. Дальше вы тоже будете получать новую информацию, но она уже будет наслаиваться на основу, созданную в первые 15 минут фильма.

Здесь и далее кадры из фильма "Матрица". Режиссёры — Лилли и Лана Вачовски
Здесь и далее кадры из фильма "Матрица". Режиссёры — Лилли и Лана Вачовски

С другой стороны, в первой "Матрице" экспозиция длится без малого 45 минут. Именно столько времени потребовалось режиссёрам, чтобы дать вам всё необходимое для понимания истории — познакомить с Тринити, Нео и Морфеусом, а также рассказать правду о реальном мире и Матрице. Учитывая масштаб замысла, 45 минут — это вполне объяснимо. Ведь экспозиция — это не просто сухие факты, но ещё и создание атмосферы, в которой вам будет интересно смотреть фильм дальше. И тут мы подходим к тому, чем отличается хорошая экспозиция от плохой.

Жри таблетку!

Здесь и далее кадры из фильма "Матрица". Режиссёры — Лилли и Лана Вачовски
Здесь и далее кадры из фильма "Матрица". Режиссёры — Лилли и Лана Вачовски

Давайте представим, что экспозиция в "Матрице" была бы другой. Нео просыпается от звонка в дверь. Открывает — а там Морфеус, который говорит: "Ты Избранный. Ты должен спасти порабощённое человечество". Затем Морфеус насильно кормит Нео красной таблеткой и заталкивает в расплавленное зеркало в его же ванной. Нео проходит все круги ада в мире машин и оказывается в реальности. Думаю, 5 минут на всё это вполне хватило бы. Но теперь история стала выглядеть как второсортная поделка, а не легендарный фантастический боевик. Почему?

-4

Потому что всё сделано грубо и неправдоподобно. Вас не познакомили с героями, не дали почти никакой информации о мире. А ту, которую дали, преподнесли как набор данных, не вызывающих никаких эмоций. И сделали это настолько тупо и в лоб, что у вас появляется ощущение, будто вам не рассказывают историю, а дают краткий пересказ сюжета. Такая экспозиция — это фастфуд. В этом варианте создатели фильма не приглашают нас в путешествие по миру "Матрицы", а насильно впихивают туда через быструю завязку, чтобы можно было поскорее перейти к экшену и спецэффектам.

-5

Результат? Быстрая смена картинок, которые не вызывают никакого отклика. Мы все видели такие фильмы и сериалы — они стартуют с места в карьер и чаще всего состоят из набора сцен, мало связанных друг с другом. Этот фастфуд, конечно, можно потреблять, но он не откладывается в памяти и стоит дёшево (не в финансовом плане). А между тем начало истории — чуть ли не самая важная её часть. Экспозиция задаёт тон всему повествованию, она создаёт настроение и фактически продаёт вам фильм. И если вы видите, что герои условны, всё сделано формально, а история поверхностна, ваше внимание быстро рассеивается и вам всё чаще хочется вздыхать и поглядывать на часы.

А как же закадровый голос?

Кадр из фильма "Властелин колец: Возвращение короля". Режиссёр — Питер Джексон
Кадр из фильма "Властелин колец: Возвращение короля". Режиссёр — Питер Джексон

Многие считают, что это тоже признак плохой экспозиции. Потому что гораздо проще всё рассказать зрителю на пальцах, а потом ещё и комментировать по ходу фильма, чем выстроить историю так, чтобы информация подавалась постепенно и естественно. Но давайте вспомним начало первого "Властелина колец". Целых 7 минут мы слушаем голос Галадриэль, которая рассказывает о судьбе колец власти. Можно ли было тут обойтись без закадрового голоса? Да, был вариант размазать эти 7 минут по фильму. Но тогда нам пришлось бы постоянно отвлекаться на события древности, которые имеют мало отношения к текущим. А может, стоило сократить вступление до 50 секунд, как это было сделано в ужасном сериале "Колесо времени"?

Кадр из фильма "Дюна". Режиссёр — Дэни Вильнёв
Кадр из фильма "Дюна". Режиссёр — Дэни Вильнёв

Можно, но получилось бы как с тем сценарием "Матрицы", в котором Морфеус просто заехал к Нео домой и отправил его в ближайшее зеркало. Поэтому в случае "Властелина колец" приём закадрового голоса пришёлся к месту. Точно так же, как в недавней "Дюне", где в первые 3 минуты нам вкратце обрисовывают обстановку на планете Арракис. А можно ещё вспомнить о таком жанре как нуар, который без закадрового голоса был бы уже не тем. Без циничных и мрачных комментариев главного героя всё происходящее в криминальных историях о роковых женщинах выглядело бы совсем иначе.

Кадр из фильма "Воспоминания". Режиссёр — Лиза Джой
Кадр из фильма "Воспоминания". Режиссёр — Лиза Джой

Таким нехитрым способом можно быстро понять, чего стоит тот или иной фильм или сериал. Включайте и смотрите первые 10-15 минут. Если чувствуете, что экспозиция похожа на винегрет событий и персонажей, не вызывающих ни эмоций, ни интереса — значит, вы нашли ещё одну историю, которую авторы рассказали кое-как. Попробовать досмотреть до конца всегда можно, но после такого начала ситуация обычно не сильно меняется. А в каких фильмах по-вашему идеальная экспозиция? Ставьте лайк и оставляйте комментарий!

Тут ещё:
Матрица: Воскрешение — мы всё проедали, мистер Андерсон