Каждое дерево бонсай таит в себе тайну, историю своей необыкновенной жизни, а так-же массу загадок, помогающих стимулировать сознание, и развивать воображение.
Всем привет. В очередной раз прилетел вопрос о формировке дерева по фото. Позиция по данному вопросу у меня довольно жёсткая. Если уж вы решили создавать сами свой #бонсай, то вам его и #формировать. И прежде чем приступать к формированию дерева, хорошо бы ознакомиться со стилями бонсай.
Стилями бонсай называют различные природные формы роста деревьев.
Изначально стили характеризовали различные школы бонсай в Китае, которые находились в разных префектурах. Каждая учила создавать бонсай в том стиле, в котором росли большинство деревьев в округе. Некоторые работали непросто в одном стиле, а с конкретными деревьями, распространёнными в регионе. Впоследствии от них вышли производные и смешанные стили. С распространением бонсай по миру появились еще такие школы, как японская, вьетнамская, европейская и американская.
#Японский стиль, возведенный в высшую степень совершенства, стал самым популярным. И основные #стили бонсай мы теперь изучаем из японских источников.
Стили бонсай отображают не только многообразие форм роста деревьев в различных условиях, но и накладывают на них смысловое значение.
При выборе стиля не стоит забывать и о желании самого дерева. Прямое крепкое дерево вы никак не превратите в изогнутое и наоборот. Научитесь слушать дерево, понимать его характер. Дерево не человек, у вас не получится с ним договориться или уговорить его расти как вам хочется. Здесь вы всего лишь исполнитель его воли.
- Вы тот волшебник, который способен открыть миру всю красоту и #характер дерева ?
- Или вы злодей, который его погубит?
Как бы странно это ни звучало, но если вы не научитесь разговаривать с деревьями и слышать их, то ничего у вас в бонсай не выйдет. Вы станете посредственным рерайтером упорно лепящим стандарты из любого материала, не видя его потенциала. Не обижайтесь на меня за такую жесткость. Но если вы не знаете, как сформировать свое дерево, не видите его, то зачем вы взялись за это дело? Я понимаю, что когда вы только в начале пути, вы еще не знаете всех его прелестей и сомневаетесь в себе. Не спешите в этот момент резать свое дерево и лепить из него форму, которую вам подсказывают люди по ту сторону экрана. Они видят ваше дерево плоским и без души. Они не видят его в перспективе, в объёме и процессе. Вы можете посоветоваться по агротехнике, но процесс формирования, это сугубо ваши личные отношения с деревом. Наблюдайте за деревом, слушаете его, смотрите на шедевры мастеров и постепенно вы придете к пониманию, как сформировать свой бонсай.
Стиль Тёккан (Прямая вертикаль) «Величие» — одиночное дерево с идеально прямым стволом. Символ стойкости и несгибаемости.
Стиль Сякан (Наклон) «Я еще долго не упаду» -Ствол значительно наклонен в одну из сторон, символизирует сопротивление ветру.
Стиль Кэнгай (Полный каскад) «Для выживания достаточно расщелины в скале» — ствол дерева направлен вниз, ниже основания горшка, для этого используют податливые породы деревьев.
Стиль Банкан — Рисунок ствола постоянно изгибается и переводится как «кольца змеи».
Стиль Татики — неклассический прямой стиль. Ствол имеет небольшие искривления, еще не кривой, но уже и не идеально прямой.
Стиль Хан-кенгай (Полукаскад) «На отвесной скале я у себя дома» — ствол не опускается ниже горшка, направлен более горизонтально.
Стиль Бундзиндзи (Элитарный стиль «литературный») «Танец гейши на весеннем ветру» — акцент на высоком, внешне слабом и искривленном стволе, листвы на дереве мало.
Стиль Хокидати (Метла) «Совершенная гармония в мягком воздухе» — мощный прямой ствол, ветви равномерно расходятся в разные стороны. Своего рода отец большого семейства.
Стиль Сабамики — частично оголенная часть ствола с трещинами или расщепленная.
Стиль Сяримики — ствол лишен коры на манер мертвого дерева. Иногда их называют кости Будды.
Стиль Фукинагаси — дерево имитирует растения, выросшие на берегу моря, согнутые ветром, с ветвями на одной стороне ствола.
Стиль Неагари (Корневая форма) «Меня сформировали прилив и отлив» — растение стоит на плотных переплетениях опорных корнях.
Стиль Нэку — дерево с воздушными корнями. Яркие представители этого стиля, фикусы, выросшие в условиях повышенной влажности. В квартире фикус в таком стиле вырастить крайне сложно.
Стиль Сэкидзёдзю — корни обхватывают скалу (камень) и углубляются в землю.
Стиль Исидцуки (Дерево на камне) — дерево, посаженное на камень, имитирует дерево, растущее на скалах.
Стиль Нэдзикан — ствол дерева частично скручен.
Стиль Моёги (Изогнутая вертикаль) «Веселый художник в жизни» — стиль бонсай с изогнутым стволом, как правило, стволу придают S-образную форму.
Стиль Отодоси-еда-кенгай (Восходящий каскад) — ветви направлены вниз, но формируются на нормальном, высоком стволе.
Стиль Сокан (Раздвоенный ствол) — «От одного корня мы стремимся к свету» — два растения различной высоты и толщины. Символизируют отца и сына.
Стиль Кабудати (Группа) — несколько стволов отходят от одного основания, как правило, от пня.
Стиль Корабуки — несколько стволов отходят от одного основания, имеющего форму панциря черепахи.
Стиль Икадабуки «плотообразный» — основание в форме плота образовано лежащим на земле стволом, от которого отрастают разновеликие деревца.
Стиль Нэцунагари — от одного основания отходят многочисленные изогнутые стволы.
Стиль Содзю — два дерева рядом.
Стиль Самбон-ёсэ -три дерева рядом.
Стиль Гохон-ёсэ — пять деревьев.
Стиль Нанахон-ёсэ — семь деревьев.
Стиль Ёсэ-уэ (Лесная форма) «Шелест листвы — тишина в лесу» — нечетное количество растений (более девяти) высаживается асимметрично маленькими группами.
Стиль Цуками-ёсэ — многочисленные стволы, отходящие от одного основания.
Бонкэй — пейзажи.
Кусамоно и Ситакуса — композиции из трав или луковичных растений.
Если для вас все эти премудрости слишком сложны и вы не хотите заморачиваться, а просто хотите быть гордым владельцем бонсай. Тогда найдите мастера, который займется сопровождением вашего дерева вживую. Это вполне естественная практика для стран где индустрия бонсай более развита.
Зачастую у мастеров довольно мало личных деревьев, большая часть, это деревья клиентов, находящихся на передержке или привезенных для других уходных работ.
Если остались вопросы, пишите в комментариях, с удовольствием отвечу. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации. Спасибо, что прочли статью до конца.