Найти тему
Заметки Моргора

Откуда в славянский фольклор заполз аспид и почему аспидным называют чёрный цвет?

Откуда в славянский фольклор приполз аспид? Из Греции. Ну, или из христианства греческого образца, поскольку сие мифическое существо стало не то чтобы одним из его символов, но одним из его чудовищ, коим пугали грешников (или своеобразной аллегорией – для любителей отыскивать скрытые смыслы).

Вот, к примеру, упоминание аспида в псалме 90 (1:13):

На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.

Само слово «аспид» происходит от греческого «ασπίς», имеющего значение «ядовитая змея».

С распространением христианства на Руси образ аспида как ядовитой змеи гармонично наложился на славянские представления о гадах вообще и змеях в частности.

Вот что пишет о гадах и змеях ​в интересующем нас контексте филолог Александр Викторович Гура:

Гады – особый класс животных, нечистых хтонических существ, включающий в народном представлении прежде всего змей, лягушек и других пресмыкающихся и земноводных, но также и насекомых, мышей, змееподобных рыб, червей и гусениц. Для наименования этих животных используются названия «гады», «щур», «погань», «нечисть» и др.
Близость змей и насекомых проявляется в одинаковых способах их изгнания; общих оберегах от укусов; в сходном применении настоев из змеи, блох, клопов в народной медицине; в ритуальном убиении, а иногда и похоронах ужа, гадюки, ящерицы, жабы, рака, медведки, блохи, вши или паука с целью вызывания дождя. «Гадом», «гадиной» или же «поганью», «поганкой» и т. п. называют также мышей или собирательно мышей, крыс и лягушек. Многие табуистические (заместительные) названия ласки связывают ее со змеёй, червём, мышью, крысой. Из рыб к гадам относятся змеевидные вьюны, угри, миноги, которых называют «слепой гадиной» или «змеевым братом». Полагают, что они спариваются со змеями, и считают их змеями в девятом или в двенадцатом поколении.
В некоторых славянских диалектах «гадом» или «гадиной» называют и птиц, чаще домашнюю птицу. Близость их проявляется и в поверьях: ласточки и лягушки, воробьи и мыши или жаворонки и мыши могут взаимно превращаться друг в друга; птицы, насекомые и змеи уходят зимой в ирий; змеи, насекомые и некоторые птицы (жаворонок, перепёлка) прячутся на зиму в землю; птицы (желна, ласточка, удод), змея, черепаха или ёж являются обладателями «разрыв-травы»; змеи и птицы (ворон, дрозд, орёл) владеют особым камнем, делающим человека невидимым или способным видеть клады и понимать язык животных; уж «играет» с кукушкой; в легендах кукушка, ласточка и змея – три обращённые сестры Лазаря, кукушка – жена мужа-ужа, а соловей и лягушка – их дети и т. д. Поверья, связывающие змею с петухом или курицей, в значительной степени восходят к образу василиска. Так, из петушиного яйца или яйца чёрной курицы появляется на свет змеёныш-домовой.
Три сюжета лужицких преданий о змеях. Иллюстрация Мерчина Новака
Три сюжета лужицких преданий о змеях. Иллюстрация Мерчина Новака
Змея – один из ключевых персонажей народной зоологии, воплощающий все характеристики гадов. Родственные названия и поверья объединяют змею со змеем. Важнейшая характеристика змеи – её хтоническая природа. Змея сочетает в себе мужскую и женскую, водную и огненную символику, отрицательное и положительное начала. Ей присущи апотропейные и вредоносные свойства; она ядовита и целебна; нечистая тварь, источник зла и в то же время наделяет человека чудесными способностями и имеет покровительственные функции. Змее соответствует ряд предметных символов. Это длинные, чаще гибкие предметы: нитка, верёвка, бусы, волосы, ветка, палка, веретено, пастушья свирель, фаллос.
Мужской образ змеи тесно связан с её фаллической символикой (ср. русскую поговорку о мужчинах: «Галавища в маслище, сапажища в дёгтище, а партки набиты змеёй»). Женская символика змеи отражена в южнославянских поверьях о превращении змеи в девушку, в легендах и заклинаниях.
Отождествление змеи с дьяволом обусловлено христианским взглядом на змею как воплощение сатаны. По народным легендам, змеи попадали с небес при свержении в преисподнюю нечистой силы, произошли из крови Каина, из тела дьявола, из чрева убитого дракона, из пепла побеждённого змея. За убийство змеи прощается несколько грехов.
Хтоническая символика змеи (связь с подземным мраком и миром мёртвых) отражена в родстве слов «змея» и «земля», в южнославянских заговорах от змеиного укуса: прикладывая землю к месту укуса, произносят: «Земля землю (пусть) целует!» Способность змеи влиять на дождь и град сближает её с мёртвыми. Домовую змею отождествляют с душой предка, а могильную – с душой погребённого. Хтонической природой обусловлен и антагонизм змеи и солнца: в южнославянских легендах змея поглощала солнце, его лучи, высасывала его глаза, а в поверьях других славян солнце радуется убитой змее или не может зайти, меркнет от взгляда змеи, высасывающего его силу. Поэтому убитую змею зарывают или вешают в тени, иначе солнце будет багроветь, «болеть» или плакать. Хтонизм змеи достигает космических масштабов в поверьях апокрифического происхождения об огромной змее в основании Земли, о гигантском уже в море посреди Земли.
Змея связана с водой, грозой, ветром. Известны южнославянские поверья о крылатых змеях, обитающих в озёрах, о змеях – покровителях водоёмов. Вода из источника, в котором живёт змея, считается целебной. Убиение змеи способно вызвать дождь. Змея может «запирать» воду в источнике и вызывать засуху. По польским поверьям, град на людей насылают змеи, а украинцы связывают появление вихря и бури со змеёй, у которой выросли крылья.
У змей есть царь или царица – укр. «гадячий царь», бел. «царь-уж», рус. «змеиная мать» и др. У такой змеи на голове корона, драгоценный камень, звезда, рога, петушиный гребень; её отличительными признаками могут быть белый цвет, золотая или кошачья голова, петушиные ноги и т. п. У южных славян в роли царя змей известны также носатая гадюка, крылатая змея, змей, у лужичан – домовая змея. Царь змей обитает в подземном мире на краю света (у болгар), в недрах земли (у поляков), под корнями лещины с омелой (у поляков, сербов), под белым камнем (у украинцев). В определённые дни года он собирает всех змей; пробуждает их от зимнего сна, назначает каждой змее её жертву, выслушивает исповедь о проведённом лете.
Змее приписывают ряд фантастических особенностей. Так, разрубленные части змеи способны срастаться, убитая змея может оживать от мочи лягушек, от осины, особого змеиного камня, корня или травы. Распространено представление о змеиных ногах. Змея показывает их, когда её бьют (у русских, македонцев, сербов) или испытывают огнём (у украинцев, хорватов, боснийцев). По южнославянским поверьям, девять или двенадцать пар скрытых ног змеи можно увидеть только в Юрьев день; человек, увидевший их, умрёт. Легенды объясняют причину утраты змеёй ног тем, что солнце прокляло её за укус в глаз (у болгар), Бог – за искушение Евы (у далматинцев, сербов, болгар), Богородица – за то, что змея испугала её (у поляков), и т. п. Особо опасны змеи, которых считают слепыми. Так, медянка, по мнению украинцев, получает зрение лишь в Иванов день (24.VI) и тогда может пробить человека насквозь. Особо ядовита слепая веретеница – вид гадюки или безногая ящерица, причисляемая к змеям. На Украине происхождение змеи веретенник связывают с выброшенным веретеном, которым пряли в святочные вечера.
Всем славянам известны представления о домовой змее-покровительнице. Она оберегает, приносит достаток и благополучие, благодаря ей хорошо ведётся скот. Ей оставляют молока, остатки ритуального ужина. Нередко в ней видят воплощение души предка, бывшего хозяина дома. Верят, что она присутствует (часто незримо) в каждом доме, живёт под порогом, под печью, в подполье и показывается лишь перед смертью кого-либо из домашних. По болгарскому поверью, на Благовещение домовая змея пересчитывает членов семьи, а кого не досчитается, тот умрёт в течение года. Южнославянские поверья приписывают змее роль покровителя и других локусов: источника, земельного надела, целой местности. Охранительницей старого дерева болгары считают двуглавую или старую большую змею. Полевая змея у болгар и сербов охраняет межи, оберегает поле от града. У сербов убитую в поле змею закапывают и ставят крест, чтобы не умер хозяин поля.
К чудодейственным атрибутам змеи относятся камень, золотое яблоко, перстень, корона, гребень на голове и рожки. Обладание ими даёт человеку счастье, защиту от змей, болезней и града, богатство, неистощимые запасы зерна или денег, способность видеть клады, лечить людей, понимать язык животных, насылать порчу. Завладеть этими атрибутами можно, когда змея оставляет их у водопоя или купается в реке на Петра и Павла (29.VII), поставив перед змеёй миску с молоком, расстелив платок или пояс. Змеи могут указывать людям охраняемые ими клады. Сам клад может обращаться в змею. Змея наделяет человека также «живой травой», оживляющей людей, целебной травой, «разрыв-травой», открывающей любые запоры. Человек, отведавший змею, будет понимать язык животных или трав (у южных славян), станет ясновидящим (у украинцев, русских).
Змей используют в магических целях. Язык змеи дают съесть собаке, чтобы она была чуткой и злой (у поляков), носят под языком, чтобы выиграть суд (у мораван), голову кладут в семена во время сева для богатого урожая (у хорватов) и т. д. Растения (чеснок, лук, бобы и др.), проращиваемые через голову змеи, используют в любовной магии (у южных славян), для распознания ведьмы (у украинцев, сербов и хорватов) или чёрта (у болгар, сербов), для оберега от нечистой силы (у украинцев, болгар, сербов), для лечения скота (у болгар). Палкой, которой разогнали змею и лягушку или двух змей, разгоняют тучи (у белорусов, украинцев, поляков); помогают при родах разрешиться от бремени (у сербов, боснийцев); усмиряют пургу (у белорусов) или пожар (у украинцев).
Змеи выходят из нор 25.III, на Благовещение (у украинцев, поляков, южных славян), на Сорок мучеников (у южных славян), в Юрьев день (у хорватов, чехов, словаков), в Тодорову или Лазареву субботу (у сербов), после первого весеннего грома (у русских). У македонцев известна обрядовая встреча змей на Евдокию (1.III) или на Сорок мучеников. До Юрьева дня, пока из недр земли не выйдет яд, укус змеи, по верованиям хорватов и чехов, не опасен. Особенно значим момент летнего солнцестояния (Иванов и Петров дни), когда змеи в лесу собираются вместе во главе с их царём, а затем перестают жалить. Змеи уходят в норы на св. Марину 17.VII (у болгар), Ильин день (у украинцев), Преображение (у болгар), Успение Богородицы 15.VIII (у болгар), св. Варфоломея 24.VIII (у словаков), Усекновение главы Иоанна Крестителя 29.VIII (у русских, болгар), Рождество Богородицы 8.IX (у сербов, поляков, мораван), Воздвижение (у хорватов, восточных славян), Покров Богородицы (у болгар, украинцев). Перед уходом залезают на деревья, чтобы последний раз взглянуть на небо (у украинцев), услышать церковный звон (у белорусов). Змею, которую кого-нибудь укусила, земля не принимает. Змеи уходят на зимовье на край света в пещеру змеиного царя (у болгар), в ирий, куда улетают и птицы (у украинцев, белорусов), в яму или нору, соотносимую с миром мёртвых.
Специальные дни посвящены изгнанию змей и оберегам от них, особенно у южных славян («змеиный день» у сербов и болгар): первый день марта, Сорок мучеников, Благовещение, Юрьев день, св. Еремия (1.V) и др. Обереги и запреты, связанные со З., направлены на защиту скота и людей. Оберегами служат огонь костра, угли, печная утварь (у южных славян); металлические и острые предметы, особенно игла (у южных славян); освящённые предметы (у поляков); змеевидные хлебцы (у болгар); папоротник (у словенцев), колючий шиповник (у поляков), пахучие чеснок (у южных славян) и хрен (у поляков); ритуальный шум, окуривание дымом, бросание камня (у южных славян), вынесение веников подальше от дома (у украинцев) и др. Запреты касаются чесания волос (у сербов), прядения (у болгар, поляков), использования ниток (у южных славян, украинцев), веревок (у болгар, сербов), бус (у русских) и др. гибких предметов (у сербов, македонцев), веток (у поляков), выступающих в этом случае как символы змеи; пользования острыми колющими или режущими предметами, символизирующими жало змеи (у южных славян, украинцев); раскрывания ножниц, складных ножей, гребней и сундуков, напоминающих раскрытую пасть змеи (у сербов, македонцев); пахоты и копания (у болгар, поляков, украинцев) земли как змеиного локуса.
Иллюстрация Надежды Антиповой
Иллюстрация Надежды Антиповой

Иноземное словцо (а ведь мы и по сей день так любим заимствования из других языков, правда ведь?) попало на пласт народных представлений о змеях-гадах, и из этой закваски вылепился образ чудовищного змия аспида (или змеи аспиды).

Вот как он описывается в труде фольклориста Николая Ивановича Костомарова «Верования // Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетии»:

Так, на севере России, мрачном, лесистом, суровом, народная фантазия помещала пещеру змеи аспиды, змеи крылатой с птичьим носом и с двумя хоботами  эта пёстрая змея живёт в отдалённых печорских горах, садится не на землю, а на камень, а куда полетит, может всю землю опустошить. Но есть заклинатели-знахари – обаянники, которые умеют её заговаривать.
Аспид, змия крылата, нос имеет птичей и два хобота, и в коей земле вселится – ту землю пусту учинит; живёт в горах каменных, не любит ни трубнаго гласа: пришедше же обаянницы обаяти ю и копают ямы и садятся в ямы с трубами и покрываются дном железным и замазываются сунклитом и ставят у себе углиё горящее: да разжигают клещи, и егда вострубят, тогда она засвищет яко горе потрястися, и прилетевши к яме, ухо своё приложит на землю, а другое заткнёт хоботом, и нашед диру малу, начнёт битися; человецы же ухвативши ю клещами горящими держат крепце; от ярости же её сокрушаются клещи не едины, не двои и не трои, и тако сожжена умирает; а видом она пёстра всякими цветы и на земли не садится, только на камень.
Иллюстрация Надежды Антиповой
Иллюстрация Надежды Антиповой
Иллюстрация Виктора Королькова
Иллюстрация Виктора Королькова

Сие описание, к слову, разошлось по мифологическим словарям уровня «Русских легенд и преданий» Грушко-Медведева.

Бытует мнение, будто бы мифический аспид такой весь из себя ужасный, что от него и пошло прилагательное «аспидный», обозначающее особо жуткий оттенок чёрного цвета.

Это не так.

Толковый словарь Ушакова объясняет «аспидный» как сделанный из «аспида» (например, аспидная доска – письменная принадлежность в виде пластины, на которой ученики учились писать, в настоящее время вышедшая из употребления).

А аспидные доски, как мы знаем (а если не знаем, то можем спросить у всеведающего интернета) делались из шунгита, который в старину называли аспидным камнем.

Образцы шунгитовой породы
Образцы шунгитовой породы

Аспидный здесь – не в значении «змеиный» и происходит не от греческого «ασπίς» («змея»), а от греческого же «ἴασπις» («яшма»). Здесь аспидный – принадлежащий к плотной разновидности глинистого сланца.

Фонетически такой «аспид» правильнее бы звучал как «яспид», но таким звучанием (и впоследствии написанием) мы обязаны церковно-славянскому, исправившему «я» на «а» по аналогии с «ягнёнком»/«агнцем».

Список использованной литературы

  • Борисов П. А. Карельские шунгиты
  • Костомаров Н. И. Верования // Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетии
  • Большой словарь иностранных слов
  • Гады / А. В. Гура. // Славянская мифология: энциклопедический словарь. Коллектив авторов
  • Змея / А. В. Гура. // Славянская мифология: энциклопедический словарь. Коллектив авторов
  • Псалтирь ​‌​​​‌ ​​‌​​​ ​​‌‌‌​ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​​‌​​‌ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ‌
  • Толковый словарь Ушакова
  • Этимологический словарь Макса Фасмера

​​‌​​​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​‌​ ​​​‌‌​ ​‌​​​‌ ​​‌​​​ ​​‌‌‌​ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​​‌​​‌ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

Фольклор
7714 интересуются