Найти в Дзене
Little jazz Conversation

Музыка и фантастика. Часть 9. Изгоняющий дьявола (1973)

Для фильма «Колдун» 77-го года музыку написали пионеры краут-рока Tangerine Dream. И работа с немецкими протоэлектронщиками настолько пришлась по вкусу режиссёру Уильяму Фридкину, что впоследствии он признавался: если бы знал о них раньше, позвал бы их и в свою самую успешную картину - «Изгоняющий дьявола», снятую за 4 года до этого.

-2

Но в ту пору о Tangerine Dream Фридкин ничего не слышал, поэтому решил пойти по проторенному пути. Обратился к крепкому ремесленнику по части киномузыки – композитору Лало Шифрину.

Но тот либо плохо понял поставленную задачу, либо перестарался с усердием. По словам Фридкина, диссонансные, громоподобные струнные пассажи, которые предложил Шифрин, были настолько грубыми и пугающими, что сильно отвлекали от того, что, собственно, происходило на экране.

В итоге режиссёр решил поискать уже готовый материал. И выбрал произведения таких необычных и самобытных композиторов, как, например, Антон Веберн, Кшиштоф Пендерецкий или Джек Ницше.

Ну и конечно, одну из самых узнаваемых тем фильма – фортепианное вступление к прог-роковой сюите Майка Олдфилда «Tubular Bells».

Вот как это произошло по легенде. Оказывается, дело случая.

В поисках музыки для «Изгоняющего» Фридкин заглянул в том числе к своему знакомому – главе звукозаписывающего лейбла «Atlantic Records» Ахмету Эртегуну. Тот дал ему кипу пластинок, и Фридкин выбрал одну из них, с самой, по его мнению, интересной обложкой. По счастливой случайности это и оказался «Tubular Bells». Послушав начало, режиссёр сразу же понял: это оно! И добился разрешения использовать фрагмент в своей картине.

К слову, звучит мелодия всего в паре сцен, при этом с фильмом до сих пор ассоциируется крайне стойко.

Многие и сейчас, услышав начало «Tubular Bells», говорят: «Да-да, это та самая тема из «Экзорциста»! А о том, что у неё есть продолжение, а сама пьеса - одна из жемчужин прог-рока, даже не догадываются.

Кстати, Майка Олдфилда такой расклад отнюдь не радовал. А сам фильм, по его словам, он даже не смотрел – не любит хорроры.

Впрочем, его музыкальному детищу это скорее помогло. «Tubular Bells» и до выхода картины был крайне успешен, ну а после премьеры – попал аж в Топ-10 американских чартов.