Найти тему
Ратибор Волхов

Что не так с "Болеро" Валиевой?

В прошлом сезоне восходящая звезда женского одиночного катания Камила Валиева многих впечатлила своей произвольной программой под "Болеро" Мориса Равеля. В нынешнем сезоне пятнадцатилетняя Камила дебютировала в международных взрослых соревнованиях, представив новую версию "Болеро" с тройным акселем и трёмя четверными: сальховым и двумя тулупами.

Но эта новая версия получилась неоднозначной. В волне всеобщих восхищений, которые являются следствием ведущегося уже больше года беспрецедентного пиара Валиевой, изредка появлялись критические замечания, но они тут же растворялись в воплях возмущённых агрессивных фанатов, которые Камиле, вероятно, достались "по наследству" от Алины Загитовой.

Впрочем, и от поклонников самой Камилы порой слышно осторожное, что, мол, предыдущая версия нравилась больше, но тут же авторы этой "крамолы", чтобы не навлечь на себя гнев непримиримой толпы, обычно оговариваются, что всё равно в восторге.

Восторг восторгом, но истина, как известно, дороже. И я предлагаю разобраться, что всё-таки не так с "Болеро" Валиевой?

Начнём с очевидного.

Разумеется, любому адекватному поклоннику фигурного катания предельно ясно, что четыре прыжка повышенной сложности трудно органично вписать в женскую произвольную программу, чтобы не потерялось общее впечатление. Заходы на четверные и тройной аксель требуют большего времени, а это значит, что теряется целостность программы.

Можно сколько угодно любить Этери Георгиевну Тутберидзе, Даниила Глейхенгауза и лично Камилу, но отменить законы природы, по которым девушкам труднее, чем мужчинам, исполнять прыжки повышенной сложности, не получится даже у них. Научить можно, но усилий всё равно требуется больше.

Если посмотреть на общее впечатление от новой версии "Болеро", то трудно не заметить, что программе из-за этих четырёх прыжковых элементов не хватает именно органичности. Вообще в первой части программы, кажется, что мы наблюдаем какую-то реинкарнацию Александры Трусовой, вечно прыгающей, но не падающей.

Казалось бы, при таком раскладе при очень высоких оценках за технику Камила неизбежно должна была терять в оценке за компоненты, но те 76,27, что ей поставили в Сочи, находятся за гранью здравого смысла. Пять десяток! Правда, четыре из них принадлежали особо щедрому судье под номером № 2, и в зачёт не пошли, но и без этого сложилось впечатление, что судьи оценивали не программу Валиевой, а общественное мнение.

Вторым важным моментом, который как раз и объясняет, почему Камила и близко не должна получать те компоненты, которые ей выставляют как-то слишком подозрительно лояльные судьи, является выбор темы постановки.

Любой, кто хоть немного знаком с творчеством Мориса Равеля, понимает, что в этом "Болеро" не так много осталось от "Болеро". По крайней мере, "Болеро" Мориса Равеля – ведь именно так позиционируется произвольная программа Валиевой.

Для начала нужно разобраться, что есть такое "Болеро" Мориса Равеля?

Сам автор характеризовал его так: "Это - танец в очень сдержанном темпе, совершенно неизменный как мелодически, так гармонически и ритмически, причём ритм непрерывно отбивается барабаном".

Неизменный – заметьте, это сказал сам автор. Разумеется, у постановщика есть право на собственное видение, как раскрыть тему программы, но хотелось бы понять, в чём же это видение заключается?

Какова была первоначальная идея "Болеро" Равеля? Девушка на закате исполняет танец на фоне стены ангара сталелитейного завода перед выходящими после смены рабочими. Странная идея, согласен. Но Равель вообще был со странностями товарищ. Он творил в эпоху индустриального прорыва. Его восхищали заводы в Бельгии и Франции. Причём тот самый завод действительно существовал. Правда, находился он в Париже, неподалёку от дома, где жил композитор, а вдохновил Равеля завод в Антверпене ещё за 23 года до создания "Болеро" – летом 1905 года.

Тут неизбежно возникает следующий вопрос: а может ли современная 15-летняя девочка, которая вряд ли себе представляет жизнь без смартфонов и соцсетей, поскольку её она никогда и не видела, воплотить идею музыкального импрессиониста с неоднозначными отзывами, творившего 100 лет назад? Ответ, по-моему, очевиден: безусловно, не может.

Тем более что Морис Равель, скажем прямо, был персонажем неоднозначным. Как-то знаменитый дирижёр Артуро Тоскани, сказал ему: "Вы ничего не понимаете в Вашей музыке". Прямо-таки невольно вспоминается Курт Воннегут.

"Болеро" было написало Равелем в 1928 году по мотивам испанского народного танца. По легенде впервые он был исполнен в 80-х годах XVIII века знаменитым испанским танцовщиком Себастьяно Сересо.

Именно на эту испанскую аутентичность сделал акцент Даниил Глейхенгауз. Только ведь вот в чём беда: "Болеро" Равеля, в отличие от других вариаций "Болеро", – это не совсем испанское произведение.

Издатель писем композитора Рене Шалю как-то заметил: "…произведение, пользующееся столь большой популярностью и завоевавшее весь мир, с трудом принимается испанской аудиторией - исключительно из-за названия".

И дело тут не в том, что Равель был французом. Впрочем, французом он был только по паспорту. Отец его был швейцарцем, а мать происходила из старинного баскского рода. Мы все знаем, какие сложные отношения между басками и испанцами, поэтому, полагаю, объяснять, что Равель совсем не испанец, не стоит.

Обычно считается, что первая часть мелодии носит как раз баскский колорит, вторая — мавританско-андалузский. Но сам Равель в своём "Болеро" усматривал арабские мотивы.

Арабские мотивы в произведении, поставленном на основе старинного испанского народного танца, на создание которого автора вдохновила стена сталелитейного завода в Северо-Западной Европе!!! Очень сложная комбинация. Очень сложная, но вполне объяснимая.

Арабы после завоевания в VII-VIII веках значительной части территории Испании и юга современной Франции, продвижение которых в 732 году в Битве при Пуатье остановил знаменитый основатель династии Каролингов Карл Мартелл, оставили не только глубокие раны на теле Юго-Западной Европы, но и богатый культурный след. Поэтому арабские мотивы вполне могли присутствовать в испанской музыке.

Ну, а завод объясняется образом жизни Равеля и той эпохой между двумя Мировыми войнами, в которой он жил и творил.

Какое это имеет отношение к произвольной программе Камилы Валиевой? Вот именно, что никакого.

Тогда, позвольте, спросить, почему Камила вышла в образе испанки, что подчеркнуто было даже платьем, которое мы ещё обсудим позже?

Единственное объяснение это то, что Равель написал "Болеро" по просьбе знаменитой танцовщицы Иды Рубинштейн, которая просила у композитора музыку для задуманной ею "испанской сценки".

Премьера "Болеро" в качестве балетного спектакля состоялась в Париже 22 ноября 1928 года. Постановкой занимались Бронислава Нижинская с Идой Рубинштейн, танцевала Ида Рубинштейн, декорации написал Александр Бенуа, он же подбирал одежду актёрам. Идея постановки согласовывалась с самим Равелем, и она сильно отличалась от его первоначального замысла.

Действие по замыслу постановщиков происходит в таверне в Барселоне, где на большом столе танцует девушка и постепенно завораживает своим танцем праздных гуляк.

Согласитесь, в обоих случаях подсознательно присутствует элемент пошлости и эксгибиционизма. В обеих вариациях девушка – явно не самого "тяжёлого" поведения, если танцует перед толпой мужчин далеко не самого культурного слоя общества, будь то заводские работяги или праздные гуляки в таверне. Тема явно не для 15-летней девочки. Как и её одежда.

Разумеется, испанский колорит в "Болеро" допустим, хоть и не совсем соответствует музыке, ибо все "испаноязычные", если можно так выразиться, вариации "Болеро" по структуре не совпадают с музыкой Равеля. Но есть ещё и правила фигурного катания, принятые ИСУ.

Правило 501гласит:

"На Чемпионатах ИСУ, Зимних Олимпийских Играх и международных соревнованиях одежда Участников должна быть скромной, благородной и подходящей для спортивных соревнований - не кричащей или театральной по замыслу. Одежда, однако, может отражать характер выбранной музыки. Одежда не должна создавать впечатление чрезмерной для соответствующей дисциплины обнаженности…

Использование одежды, не отвечающей перечисленным требованиям, должно привести к снижению оценки (см. Правило 353, п. 1.n).".

Исходя из этого правила, платье Камилы должно быть, как минимум, на несколько сантиментов длиннее. И что это за пошловатые чёрные колготки, надетые на 15-летнюю девочку?! Я далеко не моралист, но, как говорится, Милонова на вас нет! Я просто не понимаю, почему нельзя было одеть Камилу нормально, а не в эту откровенную безвкусицу! Пусть было бы чёрное платье с красными вставками внизу с испанским колоритом, но нормальной длины и без этих совершенно неуместных пошлых чёрных колготок.

Исходя из правил, Камила должна получать балл штрафа за несоответствие платья, требованиям, предъявляемым к одежде фигуристов. Это не её вина, как мы все прекрасно понимаем. Но правила есть правила и судьи должны им следовать, но почему-то не делают этого.

Вообще-то платье должно быть, скорее, розовым. Именно розовое платье с белой кружевной мантильей поверх фигурирует на танцовщице в постановках 30-х годов. Но, как я уже написал ранее, постановщик имеет право на собственное видение. Например, в постановке Мориса Бежара во время гастролей в Москве в 1978 году на Майе Плисецкой вообще не было платья: белая майка и чёрное обтягивающее трико или лосины (уж не знаю, как этот предмет одежды назвать). Эту постановку легко можно найти и посмотреть, если у кого есть желание сравнить. Но что тут сравнивать, если Плисецкая танцует на большом столе практически не сдвигаясь с места, повторяя одни и те же движения. В фигурном катании такое невозможно.

Тут вообще возникает вопрос: насколько "Болеро" Равеля подходит для фигурного катания? Да, музыка удачная, но её воплощение... И дело не в том, что произведение длится 15 минут, а произвольная программа – всего четыре. Проблема в повторяемости движений.

Опять обратимся к правилам.

Правило 504, пункт 3:

" …Представление

Вовлечение спортсмена… физически, эмоционально и интеллектуально в то время как они отражают намерения музыки и композиции.

При оценке Представления рассматриваются следующие критерии:

- Физическая, эмоциональная и интеллектуальная «вовлеченность» спортсмена(ов);

- Умение «подать себя» аудитории;

- Осанка и чёткость движений;

- Разнообразие и контрастность движений и энергии;

- Индивидуальность/личностность;

Композиция

Интеллектуально осмысленное и/или оригинальное оформление всех типов движений в соответствии с принципами музыкальной фразы, пространства, рисунка и структуры.

При оценке Композиции рассматриваются следующие критерии:

- Цель (идея, концепция, видение, настроение);

- Рисунок программы и использование ледовой площадки;

- Многомерное использование пространства и конструкции движений;

- Фраза и форма (движения и части структурированные в соответствии с музыкальной фразой);

- Оригинальность композиции.

Интерпретация музыки/Музыкальность (для танцев на льду)

Личностный, творческий и подлинный «перевод» ритма, характера и содержания музыки в движения на льду.

При оценке Интерпретации музыки (музыкальности) рассматриваются следующие критерии:

- Движения и шаги в соответствии с музыкой (музыкальность);

- Выражение характера музыки/чувства и ритма, если они могут быть ясно определены;

- *Использование тонких оттенков в отражении деталей и нюансов музыки;

- Взаимодействие партнёров, отражающее характер и ритм музыки (в парном катании и танцах на льду);

- Катание преимущественно под ритмический счёт в коротком танце и сохранение хорошего баланса между катанием под счёт и мелодию в произвольном танце (для танцев на льду).

Использование тонких оттенков проявляется в изысканности и артистичности использования нюансов с помощью движений. Это использование персональных возможностей спортсмена(ов), демонстрирующих внутреннее чувство музыки и композиции. Нюансы - персональные способы привнесения тонких вариаций в интенсивность, темп и динамику музыки, сделанные композитором и/или музыкантами.

b) Оценка Компонентов программы

После завершения программы, в соответствии с Правилом 353, п. j), каждый Судья оценивает Компоненты программы по шкале от 0,25 до 10,0 с шагом 0,25. Оценки Судьями Компонентов программы соответствуют следующей градации: менее 1 – чрезвычайно плохо; 1-1.75 – очень плохо, 2-2.75 – плохо, 3-3.75, – слабо, 4-4.75 – посредственно, 5-5.75 – средне, 6-6.75 – выше среднего, 7-7.75 – хорошо, 8-8.75 – очень хорошо, 9-9.75 – отлично, 10 – выдающееся выступление.".

Что мы видим у Камилы? Прекрасное, почти идеальное исполнение всех тренерских установок, но всё словно ненастоящее, даже эмоции после проката – явно не 15-летней девочки. Камила играет взрослую, но получается это неестественно, кто бы что ни говорил. Она прекрасная фигуристка, но в 15 лет невозможно выполнить все требования ИСУ к представлению, композиции и интерпретации музыки. Просто потому, что ещё не накопился достаточный жизненный опыт, чтобы эту музыку чувствовать и передавать, особенно такую сложную, как "Болеро". Ну, нет тут достаточной эмоциональной и интеллектуальной вовлечённости, нет индивидуальности, нет видения, нет использования тонких оттенков. И где вы видите движения, структурированные в соответствии с музыкальной фразой?

Всё это было некогда было воплощено в "Болеро" Джейн Торвилл и Кристофера Дина в победной олимпийской программе в Сараеве в 1984 году. Хотя "Болеро" – это сольный женский танец, но они смогли показать оригинальную и вовсе не испанскую его версию. И костюмы были в синих и голубых тонах, к слову. Правда, тогда и правила были совсем другие.

Возможно, через год-другой у Камилы всё это прибавится к её выдающейся, но всё же не уникальной по сложности технике. Но не сейчас. Сейчас хорошо, но не отлично. А раз не отлично, то и не может быть десяток и даже девяток.

Подводя итог, можно сказать, что за представление, композицию и интерпретацию музыки Камила при самом лояльном к ней отношении должна получать в районе 8-8,5 баллов. И это больше, чем обычно получают вчерашние юниоры.

Значит это, что "Болеро" в исполнении Камилы за компоненты должно набирать не за 76, а где-то 69-71 балл.

Конечно, Вы можете спросить, зачем так придираться? Может, и незачем, но фигурное катание – это спорт, а спорт для спортивных болельщиков, а спортивным болельщикам вряд ли интересно смотреть на заранее назначенную чемпионку. Камила и без судей достаточно сильна, чтобы вот так безбожно натягивать ей 5-7 баллов за компоненты только в одной произвольной программе.

Спорт должен быть всё-таки честным!

© Ратибор Волхов, 21.12.2021.