Найти в Дзене

«Находи общий язык с коллективом!» История одного кадетского класса

Источник pexels.com
Источник pexels.com

В седьмом классе в нашу школу пришёл бывший военный со смешной фамилией Дятел. Была у него идея-фикс создать в школе кадетский класс. До этого он провёл такой эксперимент в двух других школах, и это, по его словам, оказалось очень успешно. Он совершил по всем классам параллели гастроли, в ходе которых беседовал с ребятами и с родителями, рассказывая о важности спорта и всеобщей военной подготовки, о необходимости создания командного духа и сплочённости. Обещал выездные экскурсии и множество разных дополнительных занятий.

Особенно красноречиво Дятел рассказывал о том, как ему удалось перевоспитать хулиганов. Так и сказал: «Давайте мне всех двоечников и отморозков, они скоро изменятся — не узнаете, исправят свои плохие отметки, поведение станет примерным». Акцентировал внимание на том, что в кадетском классе всегда присутствует взаимопомощь, те, кто хорошо учится, всегда помогают отстающим. Кто-то спросил: «А что, если они не захотят?» Дятел, не мешкая, ответил: «Тогда мы заставим!»

Одна классная руководительница загорелась этой идеей, стала агитировать учеников и родителей. Многие заинтересовались. Надо отдать должное, завуч и директор ходили на смотрины дятловских кадетских классов в других школах. Там все были в восторге. В итоге было решено создать кадетский класс и у нас.

Долго не могли решить, каким образом все организовать. Либо на базе того класса, в котором больше всего человек изъявили желание, либо всех оставить в своих классах, а кадесткие занятие ввести, как дополнительные, для желающих после основных уроков. И вроде бы второй вариант устраивал учителей, учеников и родителей. Но Дятел выступил категорически против. Он сказал, что кадеты тогда не будут сплочёнными, и контролировать их будет сложно.

Пошли по первому варианту, а тех, кто не хотел, расформировали по параллели. В том классе изначально было много хулиганов, и родители решили отправить их в кадетский класс на перевоспитание. К ним же добавились другие хулиганы из параллельных классов, и ребята без особенностей поведения, которых привлекли дополнительные занятия спортом.

Дятел считал, что ставку надо делать на организаторские способности хулиганов, что надо их энергию направить в нужное русло. И назначил самых отъявленных, Мишу и Колю, своими заместителями. Вокруг них собралась компания отморозков. Групповая динамика в классе быстро перешла на стадию дедовщины. Многие тут же разочаровались и ушли. Кто в свои предыдущие классы, кто в другую школу.

Больше всего доставалось в классе двум Сережам. Их заставляли давать списывать, «делегировали» им свои обязанности по уборке на субботнике. Мальчики сопротивлялись. Но если одному Сереже это удалось, то второму нет. Не позволил отец. Он считал, что военная подготовка полезна, что он — нюня, рохля и что в этом классе он наконец жизни научится! На все жалобы Сережи о том, что его унижают каждый день, отец отвечал: «А вот учись ладить с коллективом. Находи общий язык!»

Мама Сережи тайно от отца ходила в школу, пыталась говорить с классным руководителем и с самим Дятлом. Но всё внимание учительницы было на её изначальных детях, новички, пришлые её не интересовали. А Дятел вторил отцу, говорил, что Сережа не идёт на контакт с одноклассниками, проводит перемены со своими старыми друзьями, не выполняет поручения его заместителей, Миши и Коли. И что ему не помогать надо, а, наоборот, проучить! Чтобы понял, что нельзя отбиваться от коллектива.

Заместители быстро почуяли свою власть и полную безнаказанность. Сереже придумывали разные прозвища, отбирали вещи, бросали их в урну, били. Дятел продолжал призывать искать контакт, а классная всё видела и каждый раз отчитывала, если Серёжа смел дать сдачу «её» ученикам.

Однажды на большой перемене целая толпа собралась у мальчишеского туалета. Оказалось, Сережин портфель засунули в унитаз. Он пытался его оттуда достать, Коля и Миша стояли в этот момент в дверях и ехидничали: «Сейчас ещё отмывать его заставим. А то вся школа провоняет. Будешь знать, как от поручений увиливать!»

А потом был ещё такой случай. Снова толпа ребят собралась на заднем дворе. Я не пошла туда, пыталась разглядеть из окна в коридоре на третьем этаже. Я, честно говоря, побаивалась этих отморозков. Но ничего, кроме толпы, я не видела. Внизу шла моя одноклассница, я спросила: «Что это там?» А она крикнула: «Вроде, кадетские кого-то на колени поставили». Я сразу поняла, что Сережу. В тот же день, когда я выходила из школы после уроков, я увидела маму Серёжи, она что-то тихо говорила Дятлу. А глаза у самой были красные. Что она говорила, я не слышала, слышала только его ответ: «Так ничего и не понял! Зато наябедничать успел!»

Больше я Сережу в школе не видела. Как сквозь землю провалился.

Через пару месяц и Дятел ушёл из школы. Возможно, открывать новые кадетские классы. Говорили, что потерял интерес к этой школе. Это было, как предательство. Всем казалось, что их бросили. Классная призналась, что разочарована. Родители были в шоке. Их проблемные дети не перевоспитались, а некоторые стали даже хуже. Год заканчивали уже без статуса «кадетский».

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал. Здесь я пишу о детях, о школе, о травле, делюсь лайфхаками и историями из жизни.

29 января и 5 февраля приглашаю вас на практический интенсив для осознанных педагогов и родителей «Буллинг и антибуллинг». Будем учиться не только различать травлю и лечить коллектив, но работать с классом так, чтобы травли не было. Узнаем, как выстраивать работу вне урока и как организовать групповую работу на уроках.

Если вы неравнодушный педагог или осознанный родитель, который хочет знать больше о школе, приглашаю вас в нашу Телеграмм-группу «Учимся учить иначе».

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.