В тот период, когда правительство России серьёзно занялось вопросом присоединения Осетии к России, возросла потребность в Осетинской духовной комиссии. До этого момента российская власть не была довольна деятельностью сформированной и отправленной в Осетию комиссией. Эта комиссия была пассивна во многих вопросах, связанных с укреплением влияния и власти российского правительства за счёт распространения иной религии в Осетии.
По словам осетинских историков:
По мнению Синода и Коллегии иностранных дел, комиссия мало занималась распространением христианства в Осетии, не «готовила» осетин к «восприятию» российского подданства. Было также установлено, что грузинские миссионеры слишком увлеклись светскими заботами – лихоимством, разведением собственных хозяйств, получением «привязок» (взяток) и недостаточно внимания уделяли исполнению своих духовных и государственных обязанностей. «Худое поведение духовных особ сопровождалось различного рода притеснениями, чинимыми новокрещённым: религиозные услуги, которые должны были оказаться бесплатно, часто сопровождались требованиями о материальном вознаграждении.
По этим всем причинам власть России принимает решение полностью изменить состав Осетинской духовной комиссии. В 1771 г. грузинские духовные лица заменяются русскими священниками во главе с протопопом Афанасием Лебедевым. (Как осетинская знать запереживала за своё влияние и власть?)
Причём даже этот священник, проповедующий совершенно иную религию (христианство), проявлял большой интерес к истории осетинского народа, к его быту и традиционной культуре. Хотя и стояла перед ним главная задача – распространения христианства на осетинской земле, всё же Афанасий уважительно относился к тем, кто оставался верен своей традиционной религии и продолжал следовать устоям и обычаям, завещанным предками. (Как крепла русско-осетинская сила?)
Кстати, только в Осетии проповеди христианства должны были произносится с учетом религиозных традиций для всех тех, кто всё же решил отойти от скифской веры. Нельзя было ни в коем случае использовать «досадительных слов» и общение должно было быть «ласковое и дружелюбное».
Ещё по этой теме:
Разговор с мудрым осетином. Воспоминания о былом
Превосходное воспитание детей у осетин
Что для каждого осетина являлось долгом чести?
Какие подарки дарили за принятие христианства в Осетии?
Как в Осетии распространялись две религии