Найти тему
Электромозг

Импортозамещение процессоров проваливается? Всё пропало?

Оглавление

Отрасль микроэлектроники и её потребителей сильно лихорадит в связи с принуждением госкомпаний и компаний с госучастием покупать технику с российскими процессорами. Многие нервничают, а меня вся эта ситуация уже веселит.

С одной стороны, я с большой долей вероятности знаю, чем всё это закончится (а именно, по-любому импортозаместят всю вычислительную технику, причём даже в существенной части независимого крупного бизнеса, соблазнив льготами). В этом уже сомневаться не приходится. А, с другой стороны, не сомневаюсь, что вой и стенания будут сопровождать весь процесс импортозамещения непрерывно (как водится, всё будет допиливаться на лету, тормозить, глючить, снова допиливаться, и так далее).

Те читатели, кто постарше, могут вспомнить становление Windows от версии '95 «Чикаго» до более-менее стабильной версии 'XP, которое автор этой статьи, как пользователь, хлебнул во всей своей полноте.

-2

Вот и с российской вычислительной техникой будет что-то подобное.

Так откуда же весь этот «кипишь»? От Постановления Правительства № 719 от 17.07.2015 с последующими поправками, произошедшими уже при Мишустине, в которых была прописана обязательность использования отечественного процессора, в частности, в серверах с 1 января 2022-го года, и от готовящихся очередных поправок, допускающих всё же иностранные процессоры в особых случаях.

На текущий момент в актуальной версии ПП № 719 прописана следующая очерёдность импортозамещения (напоминаю, а то многие слышали, но не представляют себе конкретики), и интересно проследить изменение процента цены иностранных комплектующих в динамике и момента ввода обязательности использования в тех или иных системах российского процессора:

До 1 января 2020-го года:

  • Системы хранения данных (СХД) — иностранные комплектующие должны составлять не более 45% цены товара.
  • Ноутбуки, планшеты, смартфоны — иностранные комплектующие должны составлять не более 75% цены товара или устройство должно иметь российский центральный процессор.
  • Серверы, рабочие станции — иностранные комплектующие должны составлять не более 75% цены товара или устройство должно иметь российский центральный процессор.

С 1 января 2020-го

  • Системы хранения данных (СХД) — иностранные комплектующие должны составлять не более 35% цены товара.
  • Ноутбуки, планшеты, смартфоны — иностранные комплектующие должны составлять не более 60% цены товара или устройство должно иметь российский центральный процессор.
  • Серверы, рабочие станции — иностранные комплектующие должны составлять не более 60% цены товара или устройство должно иметь российский центральный процессор.

С 1 января 2021-го года

  • Системы хранения данных (СХД) — иностранные комплектующие должны составлять не более 35% цены товара и иметь российский центральный процессор.
  • Ноутбуки, планшеты, смартфоны — иностранные комплектующие должны составлять не более 60% цены товара и устройство должно иметь российский центральный процессор.
  • Серверы, рабочие станции — иностранные комплектующие должны составлять не более 60% цены товара или устройство должно иметь российский центральный процессор (осталось, как в 2020-м году).

С 1 января 2022-го года

  • Системы хранения данных (СХД) — иностранные комплектующие должны составлять не более 25% цены товара и иметь российский центральный процессор.
  • Ноутбуки, планшеты, смартфоны — иностранные комплектующие должны составлять не более 45% цены товара и устройство должно иметь российский центральный процессор.
  • Серверы, рабочие станции — иностранные комплектующие должны составлять не более 45% цены товара и устройство должно иметь российский центральный процессор.

С 1 января 2025-го года

  • Системы хранения данных (СХД) — иностранные комплектующие должны составлять не более 15% цены товара и иметь российский центральный процессор.
  • Ноутбуки, планшеты, смартфоны — иностранные комплектующие должны составлять не более 35% цены товара и устройство должно иметь российский центральный процессор.
  • Серверы, рабочие станции — иностранные комплектующие должны составлять не более 35% цены товара и устройство должно иметь российский центральный процессор.

В общем, всё было чётко и понятно.

Интересные примечания:

  • Требование к СХД о соблюдении процентной доли предъявляется к изделию в базовой комплектации без учета стоимости накопителей данных.
  • СХД — В случае использования прав на основании лицензионного соглашения срок лицензии не должен быть менее 5 лет, лицензия должна предоставлять российскому лицензиату право на самостоятельное усовершенствование, модификацию и расширение лицензионных технологий с получением прав на измененную технологию без обязательства предоставления лицензии на измененную технологию в пользу лицензиара.
  • Ноутбуки, планшеты, смартфоны — в случае использования прав на основании лицензионного соглашения срок лицензии должен быть не менее 5 лет, лицензия должна предоставлять российскому лицензиату право на самостоятельное усовершенствование, модификацию и расширение лицензионных технологий и (или) программного обеспечения с получением прав на измененную технологию и (или) программное обеспечение без обязательства предоставления лицензии на измененную технологию в пользу лицензиара.

Так вот, полемика между разработчиками отечественных процессоров и конечными потребителями вычислительной техники изначально обострилась из-за требования обязательного наличия отечественного процессора именно в серверах, начиная с 1 января 2022-го года.

Дело в том, что серверы на отечественных процессорах являются пока что серверами начального или среднего уровня, но недотягивают до топовых моделей, что публично продемонстрировал СберТех. Очевидно, что не все госкомпании и компании с госучастием чисто физически смогут осуществить хоть сколько-нибудь равноценное импортозамещение.

Проблема есть, и правительство сейчас корректирует своё постановление, с одной стороны, смягчая требования, а, с другой стороны, прописывая их более тщательно и подробно, где процент стоимости иностранных компонентов заменяют баллами за отечественные компоненты.

Но, вместе с тем, из документа исчезают такие вещи, как оговаривание сроков и требований лицензионного соглашения на лицензируемые решения, возможность независимого их развития. Хотелось бы каких-то комментарий от правительства на этот счёт. Они были убраны из-за объективной невозможности их реализации?

Ожидается, что поправки начнут действовать с 1 января 2022 года.

Новые правила с 1 января 2022 года

Сейчас на рассмотрении находятся очередные поправки к ПП 719, наделавшие много шуму. Правительство хотя и старается сохранять жёсткость требований, но оставляет максимально контролируемую лазейку на случай реальной невозможности полноценной замены, чтобы не поставить под удар само функционирование госорганов и предприятий с госучастием, что, надо признать, могло бы реально произойти в случае излишней упёртости чиновников.

При этом очень важно сделать так, чтобы лазейкой не воспользовались те, кто не желает импортозамещаться не из-за недостаточной мощности серверов или отсутствия нужного ПО, а из-за банального нежелания преодолевать трудности переходного периода. Тут уж должно работать старое армейское правило «не можешь — научим, не хочешь — заставим».

Правительство пытается обеспечить безусловное преимущество вычислительной техники на российских процессорах на госзакупках. Если на конкурс подаст заявку производитель оборудования на отечественном чипе, предложение с иностранным процессором будет автоматически отклонено.

Вообще, с одной стороны, закон корректировать надо. С другой стороны, хотелось бы, чтобы требования к вычислительной технике выставлялись обоснованно. В случае больших партий с требованиями, исключающими возможность предложений на российском чипе, хорошо было бы организовывать специальную комиссию из представителей разработчиков российских процессоров и серверов и представителей центров компетенций, которая бы могла сделать авторитетное заключение об обоснованности таких требований и невозможности использования серверов с российскими процессорами.

А вот обосновывать невозможность недостатком в количестве процессоров и серверов, на мой взгляд, нельзя. Будет спрос, будет и предложение, но никак наоборот. А объёмами нужно было озаботиться заранее. Я до сих пор не понимаю, почему МЦСТ заказал в начале года только 10 тысяч процессоров, а не, скажем, 300 тысяч. Если не было средств, государство просто обязано было вместе с предыдущими поправками к своему постановлению проконтролировать ситуацию и предоставить им целевой беспроцентный кредит на производство процессоров на Тайване.

Ну и, повторюсь, хотелось бы объяснений насчёт изъятия требований к лицензиям.

На сегодня всё, спасибо за внимание. Ставьте лайки, оставляйте своё мнение в комментариях и подписывайтесь на канал, если вы ещё этого не сделали. Пока!