Я пишу о людях, чей #образ_отражен_в_искусстве. Во второй половине XIX века в Киевском университете преподавал Адриан Викторович Прахов, историк, искусствовед, археолог. Он также занимался реставрацией древнерусских фресок. Михаил Врубель в то время был еще молодым художником, талант которого был очевиден Прахову, и он пригласил Врубеля участвовать в росписи Кирилловской церкви и реставрации Софийского собора в Киеве.
Михаил начал работать под руководством профессора Прахова. Для одной только фигуры ангела на куполе Софийского собора он сделал 150 рисунков! Что касается Кирилловской церкви, то фрески и росписи тут создавались, можно сказать, с чистого листа.
Слушайте мои подкасты на темы культуры, искусства, философии, социологии на сайте sponsr!
Среди прочих изображений Врубель написал Богоматерь с младенцем — одну из основных икон собора, расположенную на алтаре. Произведение прекрасное, но оно было воспринято неоднозначно, и это мягко говоря. Дело пахло скандалом самого пикантного свойства, поскольку в облике Богоматери было трудно не узнать идеализированный образ жены Прахова Эмилии Львовны. Ее печальное лицо с огромными глазами привлекало всеобщее внимание. Сам Прахов тоже был удивлен явным сходством своей жены с обликом Богоматери на картине Врубеля.
Художник не скрывал своего отношения к этой женщине. Он влюбился в Эмилию страстно, всей душой.
На тот момент ей было 35 лет, ему 28. У Эмилии было уже трое детей, и она не собиралась оставлять мужа, тем более, ради экспансивного заезжего художника, который буквально неистовствовал в выражении своих чувств. Врубель был одержим Эмилией, она же воспринимала это как проявление творческого темперамента. Ни о каких серьезных отношениях с ее стороны не было и помину.
По своему происхождению Эмилия была француженкой, но родилась в Петербурге. Смутно поговаривали, что ее настоящий отец — военный министр, граф Дмитрий Милютин. Якобы поэтому он всю жизнь тайно покровительствовал ей и ее мужу. Замуж Эмилия вышла в 16 лет. Художественные интересы мужа были ей близки, ведь и сама девушка была творческой личностью.
Она была музыкантшей, пианисткой. В путешествиях по Европе встретила Ференца Листа и стала его ученицей. Семья Праховым вращалась в творческих кругах, у них было много знакомых среди художников. Поэтому закономерно, что Эмилию портретировали, притом такие мастера, как Илья Репин и Валентин Серов. Они оставили свои рисунки с образом Эмилии Праховой. На них она еще молода и не сказать, что поражает своей красотой. Внешность Эмилии была миловидной, но не такой, чтобы проникать в самое сердце. Когда она стала уже пожилой дамой, ее живописный портрет сделал Вильгельм Котарбинский.
Врубель видел ее 35-летней. То ли какая-то деталь внешности, то ли общее обаяние этой женщины поразили его так, что он потерял голову.
Адриан Прахов чувствовал себя крайне неловко. Приглашенный им художник воспылал страстью, которую и не скрывал, к его жене! Что делать? Профессор нашел элегантный выход из ситуации: он отправил Врубеля в Италию на обучение. Тот охотно посетил прекрасную страну, проникся там шедеврами итальянского искусства, но новые впечатления не вытеснили из его души светлый образ Эмилии Праховой. Вернувшись в Киев, он отправил письмо с предложением ей руки и сердца. Но отправил не ей, а ее мужу.
Безумная ситуация существовала до тех пор, пока Врубель совсем не покинул Киев. Чувство к Эмилии Праховой оказало сильное влияние на его творчество. Муки неразделенной страсти чувствуются во многих произведениях художника.
#искусство #культура #история #истории любви
Будет здорово, если вы подпишетесь на мой канал.))
Читайте еще здесь:
Как Галилео Галилей боролся за науку и победил Ватикан
Три женщины, каждая по-своему, любили философа Гегеля
В блоге мужа: (и на него подпишитесь)