О земной жизни святителя Иоасафа, о чудесах, связанных с именем святого, и об удивительной находке археологов НИУ «БелГУ» продолжает рассказывать декан историко-филологического факультета педагогического института НИУ «БелГУ» Андрей Папков.
Авгиевы конюшни святителя…
В Белгородской епархии (1748 год) нового архиерея встретила разруха церковного хозяйства. Епархия и её неустроенность стали для святителя вызовом: духовенство по большей части малообразованно, дворянство — безрелигиозно, а простой народ не знал и не соблюдал правил христианской жизни. Но святитель Иоасаф принадлежал к числу духовных деятелей, которые не останавливаются на полпути и не пасуют перед трудностями. Он принялся восстанавливать церковное хозяйство, действуя в миру и просвещая свою паству.
Недолго владыке Иоасафу пришлось управлять епархией. 29 мая 1754 года он отслужил последнюю литургию в белгородском Свято-Троицком соборе. По преданию, после службы епископ обратился к прихожанам, сказав, что покинет город. Он попросил прощения, сам всех простил и благословил. Отъезжая на родину для встречи с престарелыми родителями, Иоасаф распорядился о постройке в юго-западной стороне собора каменного склепа для своего погребения…
Он ушёл зимой
Побывав у родителей, святитель посетил Лубенский монастырь, где начинал пастырское служение, а затем отправился в свою епархию. В последних числах сентября болезнь, усилившаяся в дороге, заставила его остановиться в уездном городе Грайвороне, в архиерейском доме. К больному владыке приехали мать, брат-полковник Андрей Андреевич Горленко и сестра Параскева Андреевна. Болезнь мучила святителя около двух месяцев. Окружённый заботой родных, святитель Иоасаф скончался 10 декабря 1754 года, а 15 декабря его тело для погребения перевезли в Белгород.
Как сообщил Андрей Папков, по установленным правилам погребать усопшего архиерея мог только архиерей, что нередко приводило к значительным временным разрывам между моментом смерти и свершением обряда погребения. Назначенный Синодом для отпевания усопшего епископ Переяславский Иоанн смог прибыть в Белгород только в конце февраля 1755 года. После совершения установленных обрядов тело, находившееся до этого в кафедральном соборе, 28 февраля было перенесено в приготовленный склеп.
Нетленная память святителя Иоасафа
Спустя два года духовенство Свято-Троицкого собора открыло вход в склеп и уверилось в нетленности останков святителя. С этого времени место упокоения Иоасафа Белгородского сделалось объектом паломничества верующих со всей округи и поклонения именитых гостей Белгорода. Так, 11 сентября 1825 года, совершая своё последнее путешествие, усыпальницу посетил Александр I, 15 сентября 1832 года здесь побывал император Николай I, а последний российский монарх Николай II, прибывший в Белгород для напутствия 31-й артиллерийской бригады, отправлявшейся на фронт во время русско-японской войны, 4 мая 1904 года долго молился перед гробом святителя. Церковное прославление святителя Иоасафа Белгородского произошло 4 сентября 1911 года.
Снег в июле
Среди простонародья хранились и передавались предания о чудесных деяниях белгородского святого. Вот что рассказывали крестьяне села Сажного Корочанского уезда (ныне район Белгородской области). Стояла сильная засуха, червь подтачивал хлеб. Земледельцы обратились с просьбой о молитве для ниспослания дождя к епископу Иоасафу. Выслушав их, он велел своему кучеру на следующий день подготовить сани для поездки. Услышав такое в знойный июльский день, крестьяне переглянулись и разошлись. К утру выпал снег, да в таком количестве, что люди ездили на санях. Мороз уничтожил вредителей, а вода, образовавшаяся после таяния снега, спасла урожай, уберегла народ от голода.
Иоасаф рядом с нами
По словам Андрея Папкова, в 2009 году в связи с приближением 100-летнего юбилея канонизации святителя Иоасафа было принято решение отыскать место упокоения святого — «пещерку» под юго-западным приделом Свято-Троицкого собора, уничтоженного в 20-х годах ХХ века.
– Геофизические исследования позволили археологам локализовать месторасположение утраченного храма и сузить место поиска, – рассказал Андрей Игоревич.
Весной 2009 года раннесредневековой археологической экспедицией НИУ «БелГУ» под руководством Владимира Сарапулкина было проведено археологическое исследование места упокоения Иоасафа Белгородского. В результате работ обнаружили подвальное помещение пятиугольной формы,сложенное из красного кирпича на известковом растворе. Его длина – 6,6 м, ширина – 5,95 м, толщина стен в нижней части – 0,3 м. Высота сохранившейся части сооружения достигала 2 м, частично сохранился сводчатый потолок, сложенный «тычком» на известковом растворе. На момент раскопок большая часть стен была покрыта известковой штукатуркой, хранившей следы двух слоёв краски – голубого (нижний слой) и зелёного цветов. В сооружении два оконных проёма шириной 0,15 м. Они были облицованы белой плиткой, покрытой глазурью. От оконных проёмов к верхней части стены шёл скат. На полу сооружения археологи обнаружили несколько жёлтых кирпичей с клеймом «RAMSAY».
С внешней стороны центральной части северной стены обнаружены фрагменты церковного облачения. На облачении – пять медных шаровидных штампованных пуговиц с позолоченной поверхностью и два одёжных крючка с широким пятиугольным основанием.
– Анализ местоположения исследуемого помещения в комплексе монастыря, его форма и ориентировка, особенности строительного материала и связующего раствора, а также отделка окон керамической плиткой и укладка пола жёлтым кирпичом позволили исследователям утверждать, что обнаруженное помещение является усыпальницей святителя Иоасафа Белгородского, – сообщил Андрей Игоревич.
В 2011 году к столетию канонизации святого на памятном месте возвели часовню, ставшую объектом культурного наследия Белгородской области. Сюда приходят верующие с молитвами и просьбами, обращёнными к святому.
Святитель Иоасаф остаётся подлинным примером истинного служителя православной веры. На что бы не обращался его взгляд, к чему бы ни лежала душа его, – всё наполнялось светлой, созидательной энергией, высоким божественным смыслом. Его почитали сильные мира сего, любил народ, перед ним преклонялись, любовь к нему переросла сословные границы, а святой, поправ тщеславие, презрев гордыню и сребролюбие, шёл своей дорогой добра в вечность…
Использованы материалы, предоставленные деканом историко-филологического факультета педагогического института НИУ «БелГУ», кандидатом исторических наук Андреем Игоревичем Папковым. Над текстом работал Евгений Толмачёв.