Найти в Дзене
Чёрно-белое кино

«Матрица 4: Воскрешение». Так насколько же глубока кроличья нора?

Оглавление

Наконец-то посмотрел четвертую часть культовой киноэпопеи с Киану Риввзом и Керри Энн-Мосс. Не могу не поделиться впечатлением, тем более, что само название блога как бы обязывает

Матрица 4 "Воскрешение". Источник - Яндекс
Матрица 4 "Воскрешение". Источник - Яндекс

Синяя или красная?

Первая «Матрица» стала для всех настоящим откровением. Благодаря первому фильму само слово «матрица» обрело совершенно новый неожиданный смысл и прочно вошло в обиход. До этого только редкие эзотерические авторы вроде Кастанеды или Монро ненавязчиво намекали, как на самом деле устроен наш мир. А тут прямо с большого экрана, прямо для широких народных масс братья (тогда еще) Вачовски открыто заявили: наш мир иллюзия, а мы в нем батарейки для всяких нехороших сущностей (которые, чтобы не было совсем уж в лоб, заменены в фильме машинами).

Две следующие части эпопеи на мой взгляд немного проигрывают за счет того, главный философский посыл полностью раскрыт в первой части и выезжают главным образом за счет «более лучших» спецэффектов.

White rabbit и упразднение телефонных будок

И вот теперь «Матрица: Воскрешение». Сразу видно, что Лана Вачовски попыталась по духу максимально приблизить ее к первому фильму. Это достигается не только частичным повторением сюжета, но и многочисленными вставками кадров из «Матрицы 1» (не слишком удачный прием, на мой взгляд).

Что в новом фильме прекрасно — так это саундтрек. Песня White rabbit о психоделическом трипе Алисы в стране чудес, написанная и исполненная в конце 60-х солисткой группы Jefferson Airplane Грэйс Слик на мой взгляд идеально подходит именно для «Матрицы». Так же как Somebody to Love — еще один хит той же группы для «Страха и ненависти в Лас-Вегасе».

Не менее прекрасен не стареющий Киану и его кунг-фу. За 60 лет, прошедших со времени событий «Матрицы Революции» многое изменилось. В новом городе людей (Зион уже не торт) вместо белесой несъедобной слизи, которой питалось свободное человечество, теперь выращивают клубнику. И да. Теперь там почти настоящее небо под землей. Телефонные будки больше не нужны, дружественные программы материализуются в реальном мире в виде образов из нано-частиц, операторы присутствуют рядом с теми, кто в матрице голографически, некоторые машины перешли на сторону людей. Словом, есть, на что посмотреть. Что же касается главной интриги — почему Нео и Тринити выжили и почему прошло 60 лет, раскрывать я ее, конечно, не буду=).

Очень забавным показалось, что погрязший в матрице Нео ходит к психоаналитику, который врачует его от навязчивых видений, пичкая синими (хе-хе) таблетками. Также порадовало, что наконец-то раскрыта тема того, как матрица мертвой хваткой держит внимание человека, не позволяя ему «проснуться», даже когда ему это почти удалось. В предыдущих фильмах на этом акцента увы не делалось. Сцена с психоаналитиком, тянущим Нео, уже готового принять красную таблетку назад, в привычные декорации, на мой взгляд, очень правдоподобна. Матрица не отпускает, пока ты не сделаешь чего-то такого, что наглухо подвесит систему: это в четвертой части показано отлично.

Фото со съемок "Матрицы-4" Источник - Яндекс
Фото со съемок "Матрицы-4" Источник - Яндекс

О чем фильм?

В одном из обзоров по «Матрице 4» было сказано что-то вроде: в эпоху всеобщей одержимости «нетрадиционными либеральными ценностями» женщина, которая раньше была мужчиной, берет и снимает фильм о любви мужчины и женщины. И не просто о любви, а о всепобеждающей, меняющей мир на уровне переписывания программного кода. Это воистину так и добавить тут нечего. По сравнению с любовью Нео и Тринити, как она показана в четвертой «Матрице», невротическая любовь булгаковских Мастера и Маргариты кажется копошением детишек в песочнице.