Найти тему
Загадки истории

ВЕЛИКИЕ АРТЕФАКТЫ #3.3/Легенды Азии/3.Сокровища индийских храмов

Оглавление

Легенды Азии

Сокровища индийских храмов

Индийская цивилиза­ция - одна из самых са­мобытных цивилизаций Востока. Уже в пред­ставлениях древних гре­ков Индия была волшеб­ной и сказочной страной. Безусловно, ее вклад в общую культуру чело­вечества огромен. Наи­более яркими образцами выдающихся достиже­ний индийцев считаются памятники архитектуры и изобразительного искусства. До наших дней сохранилось множество удивительных каменных сооружений, которыми на протяже­нии веков люди не перестают восхищаться.

В Индии десятки тысяч храмов. И некоторые из них очень нео­бычны. Например, в храме Витала в городе Хампи (штат Кар­натака) есть 56 гранитных колонн, которые подпирают каменную крышу зала без внешних стен и издают при ударе по ним рукой или каким-либо легким предметом звуки, похожие на барабан, духовые или струнные инструменты. Музыкальные звуки также издают не­которые колонны в грандиозном храме Минакши в городе Мадурай (штат Тамилнад). Для того чтобы получить звуковой эффект, доста­точно нажать на них рукой.

Индуистский храм является моделью вселенной, воспроизводя мировые пещеру, гору, океан и древо
Индуистский храм является моделью вселенной, воспроизводя мировые пещеру, гору, океан и древо

Странные колонны

В Халебиде (штат Карнатака), в одном из храмов ХII столетия, высится несколько колонн из мыльного камня. Они примечательны тем, что на их грубо обработанной поверхности проступают зеркаль­но отполированные полосы. Возле одной из колонн всегда толпят­ся посетители. Там в зеркальной поверхности смотрящий видит свое двойное отображение: одно — прямое, другое — перевернутое вверх ногами. Вероятно, неизвестный мастер обладал секретом особой по­лировки камня. Она и давала столь необычный оптический эффект. В некоторых храмах среди десятков колонн не найдешь двух одина­ковых, ибо каждая из них соревнуется с соседней в красоте и слож­ности резных орнаментов.
Но еще более уникальны пещерные храмы Индии. Так, в цен­тральной части страны, в штате Махараштра, после нескольких ве­ков забвения в ХIX столетии был открыт комплекс пещерных мона­стырей Аджанта, один из величайших памятников буддизма.
Аджанта создавалась буддийскими монахами в течение девяти столетий, начиная со II века до нашей эры. Первым исследовате­лем пещерного города-монастыря был английский археолог Джеймс Фергюсон, представивший в 1843 году научный отчет Королевскому азиатскому обществу. Тогда стало известно, что из 29 пещер 24 явля­ются собственно монастырями, а пять — храмами, многие из кото­рых уходят вглубь скальной породы на 100 футов (более 30 метров). По мнению ученого, на создание грандиозного архитектурного ком­плекса ушло труда больше, чем на постройку пирамиды Хеопса. В самом деле, невозможно не удивляться тому, какие неимоверные труд, мастерство и терпение были затрачены на создание разукра­шенных резьбой и скульптурами монолитных сооружений в наитвердейшем базальте.

Светящиеся фрески

Пещеры Аджанты представляют собой уникальную картинную галерею. Росписи занимают все свободное пространство: стены, по­толки и даже колонны. Содержание фресок также весьма разнообразно. В них все, что волновало людей далеких веков: от просто­ душной легенды о том, как слон, попав в неволю, растрогал сердце раджи, до изображения вручения верительных грамот персидским послом повелителю княжества Ватапи.
Однако остается загадкой — как художники могли рисовать в по­лутьме пещер? Да еще и делать это так исключительно хорошо! Если бы они пользовались искусственным освещением (свечами или фа­келами), на стенах неминуемо остались бы следы копоти, но их нет. Есть предположение, что мастера пользовались светом, отраженным с помощью металлических зеркал.
Удивляет и прекрас­ная сохранность живопи­си, несмотря на многове­ковой возраст росписей и влажный климат. Все это говорит о том, что древ­ние художники прекрас­но владели искусством укрепления грунта, знали секреты стойких красок. Применяемый для окра­ски грунт они готовили из двух слоев. Для связки использовали пче­линый воск, патоку, камень. Удивительно также и то, что часть ро­списей исполнена светящимися красками!
Доктор искусствоведения и лауреат премии имени Джавахарлала Неру Семен Тюляев рассказывал, как во время осмотра пещер нача­ла VI века в Аджанте проводник, приведший группу экскурсантов к изображениям женских полуобнаженных фигур, сказал: «После того как я выключу электрический свет, первое время вы не будете видеть ничего, так как в это место пещеры свет от входа совсем не доходит. Когда ваши глаза привыкнут к темноте, постепенно из нее выступят эти фигуры, и они будут напоминать изваяния из мрамора». Точно так и произошло. Живопись Аджанты, хотя она и создана монахами, никак нельзя назвать религиозной. Напротив, она обладает жизнен­ной достоверностью, пластикой и обаянием.

Светящиеся изображения Будды из пещер Аджанты
Светящиеся изображения Будды из пещер Аджанты

Равный Парфенону

Впрочем, Аджанта — не единственное место в Индии, где сохра­нились пещерные монастыри и храмовые комплексы. В 30 милях от Аджанты была обнаружена Элуру (Эллора) — группа из 34 инду­истских храмов, вырубленных в скальных породах. Они создавались между V и XIII веками.
Самое значительное и невероятное сооружение Элуру — храм Кайласанатха. Высеченный в VIII веке из цельной скалы, он имеет 80 метров в длину, 50 — в ширину, 40 — в высоту. Этот величественный храм почти равен Парфенону с афинского Акрополя по площади и в полтора раза выше его. Однако для его сооружения потребовалось меньше труда, поскольку не возникала проблема транспортировки строительных материалов. Не было и необходимости в строительных лесах: храм высекали, начав с вершины скалы и постепенно продви­гаясь к ее подножию.
Башни, галереи, мостики, гигантские слоны, подпирающие пло­щадки, статуи бога Шивы и демонов, разъяренных быков и танцую­щих девушек — все это вырезано из одной монолитной скалы. Кроме всего прочего, стены Элуру украшены живописью, и, по мнению не­которых исследователей, ряд рисунков изображает не что иное, как... воздушные корабли древних индийцев. Они же полагают, что эти ри­сунки являются иллюстрациями великого эпоса Рамаяна, в котором, как известно, немало места уделено воздушным сражениям богов и героев. Так, в части седьмой рассказывается о том, как великий бог Брахма подарил герою Кубере чудесную колесницу Пушпаку. Она была украшена колоннами и арками, лестницами и террасами и мог­ла превосходно летать по воздуху. Злодей Равана, брат Куберы, ото­брал Пушпаку и с ее помощью не только участвовал в «звездных во­йнах», но и неоднократно опускался в подводное царство.
Великолепный пещерный комплекс был создан в самом начале нашей эры в Карли (неподалеку от Мумбаи). В огромном зале глав­ного храма — два ряда колонн, буддийская ступа и множество различ­ных каменных скульптур. Свет попадает внутрь через особые отвер­стия с деревянными решетками. По фасаду располагается большое количество рельефов. Весь комплекс сделан в монолите скалы и по­ражает своей величественностью. Над главным храмом находятся еще два выдолбленных в скале яруса. На каждом из них широкие га­лереи с резными колоннами, с которых можно войти в большие залы и коридоры, еще практически не исследованные.
Еще один уникальный древний пещерный комплекс высечен в гра­нитной горе острова Элефанта, расположенного в акватории большой Бомбейской гавани. Издали остров действительно похож на слона, от­сюда его название. Храмы высечены руками индуистских монахов в VІ-VІІ веках и посвящены Шиве. Но порой создается впечатление, что они построены циклопами. Повсюду воспроизведены многочисленные скульптурные и живописные изображения, прославляющие подвиги Шивы, величайшего божества — творца всего видимого и невидимо­го. В центре одного скального храма расположен главный алтарь Шивы — священный лингам: каменный полутораметровый цилиндр, символ жизни и бессмертия, бесконечности мира и животворящей энергии.

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ :)