«Врага надлежит побеждать лопатой».
(с) Гней Домиций Корбулон, римский полководец I в. н.э.
Юлий Цезарь признавал, что воин-варвар, будь то галл, бритт или германец, обычно выше ростом и сильнее среднего римского легионера. В мужестве и смелости эти воины тоже как минимум не уступали римским солдатам. Галлы, сирийцы и батавы были отличными наездниками, приличная кавалерия у римлян была только в алах (конных отрядах), набранных из представителей этих народов. Как же римлянам удавалось не только одерживать победы, но и превращать в римские провинции обширные территории, ранее принадлежавшие варварским племенам?
Как сами римляне, так и их противники считали, что главными преимуществами Римской империи в войнах были инженерное дело (быстрое строительство лагерей, укреплений, мостов, дорог), безупречная организация снабжения армии, но самое главное — непревзойдённая дисциплина. Один варвар мог победить одного легионера, если они встречались один на один. Но римское воинское искусство в том и состояло, чтобы исключить такие ситуации. Перед толпой героев-одиночек вставал плотный строй, закрытый скутумами и ощетинившийся пилумами. Римский легион, занявший укреплённую позицию или стоявший в чистом поле, был неприступен для любой дикой орды, даже превосходящей его численностью в несколько раз.
Ещё лучше римляне умели штурмовать вражеские укрепления. У них был огромный опыт в этом деле, а в легионах имелся солидный штат разнообразных осадных машин. Сами легионеры не чуждались ручного труда и при необходимости обычными лопатами сооружали целые рукотворные горы. Во время осады иудейской крепости Масада римляне создали насыпь в 205 метров — выше небоскрёба в 80 этажей! В длину она достигала 617 метров, общий объём земляных работ был чудовищен. Но иначе крепость, стоявшую на неприступной скале, взять было невозможно.
Эта история показана в мини-сериале 1981 года. Луция Флавия Сильву, римского главнокомандующего, там играет Питер О'Тул. Энтони Куэйл выступил в роли Рубрия Галла, руководившего землянами работами. Во время измерительных работ на насыпи, по которой к стенам подкатят осадную башню, его сразила стрела защитника крепости, но перед смертью он успел передать всю нужную техническую информацию своему заместителю. Это редкий в историческом кинематографе случай, когда победа одерживается не только мужеством солдат и непреклонной волей командиров, но также инженерными знаниями сапёров и техников.
Штурм крепостей в исполнении римской армии неплохо показан и в румыно-французском фильме «Даки», снятом в 1967 году. Подойдя к дакскому городу-крепости Аргидару, римские легионеры пускают в ход весь имеющийся у них арсенал осадных орудий: катапульты, баллисты, штурмовые башни, тараны, лестницы. Они одновременно атакуют всеми способами, чтобы найти слабое звено в обороне противника и рассредоточить внимание защитников. Римлянам удаётся сжечь городские ворота, которые рушатся и через них передовой отряд римской армии врывается в город.
В том же фильме показано и поражение римлян, попавших в засаду. В горном ущелье, окружённом скалами, легион не может организовать правильную оборону. Римские солдаты гибнут под градом стрел, которыми их осыпают с высоты аборигены. Подобные случаи с римлянами происходили неоднократно. Легион был идеальной военной машиной для битвы на равнине или в холмах, но в густых германских лесах или высоких горах у местных жителей априори имелось преимущество. В фильме исторически достоверно показано, как уцелевшие легионеры выстраиваются в каре и отходят, прикрывшись щитами.
Действия римского легиона на равнине, в том числе манипулярный строй, продемонстрирован в классическом пеплуме 1960 года «Спартак». Отправленный против восставших гладиаторов и рабов легион подходит к полю боя колонной. Затем он перестраивается в прямоугольные манипулы, которые в шахматном порядке маршируют к противнику. Прямо перед атакой римский строй смыкается в сплошную линию, манипулы второго ряда занимают промежутки в первом. Создатели фильма в этой сцене явно опирались на сохранившиеся труды римских авторов, писавших о военном деле.
К сожалению, в современных фильмах и сериалах о Древнем Риме, даже самых лучших, батальные сцены демонстрируют лишь фантазию сценаристов. В картине «Гладиатор» командир перед боем занял позицию в лесной чаще, чего римляне никогда не делали. Во всех сезонах сериала «Спартак» как повстанцы, так и легионеры воюют толпой без всякого строя. В сериале «Рим» Марк Антоний зачем-то лично возглавил кавалерийскую атаку небольшого конного отряда на вражеский легион. Если бы настоящие римляне на войне действовали таким образом, римская держава сгинула бы в глубокой древности и мы бы вряд ли вообще знали о её существовании.
Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе . Также если вам нравятся наши статьи вы можете поддержать нас, став нашим патроном на Patreon.
© Булат Мамлиев