Найти тему
7,6K подписчиков

ИГРА НЕ НА ЖИЗНЬ, А НА СМЕРТЬ

202 прочитали
В прокат вышел новый фильм режиссера Алексея Сидорова «Чемпион мира».

В прокат вышел новый фильм режиссера Алексея Сидорова «Чемпион мира».

В нем нам показана во всей красе история матча за звание чемпиона мира по шахматам, который состоялся в филиппинском городе Багио в 1978 году между Анатолием Карповым и Виктором Корчным. Для людей моего поколения это была одна из самых ярких спортивных драм советского периода. И при всей моей нелюбви к режиссеру Сидорову с его сомнительным сериалом «Бригада» и еще более картонным фильмом «Т-34», я отправился смотреть новое кино.

Изначально точный выбор исполнителей центрального дуэта предопределил интерес к тому поединку характеров, который нам и показали в «Чемпионе мира». Иван Янковский, как показалось, очень точно попал в закрытый характер своего героя - А.Е. Карпова. Константин Хабенский абсолютно внешне на экране не напоминает В.Л. Корчного. Могу судить об этом вполне конкретно, ибо лет двадцать назад я снимал телепередачу с данным антигероем отчественных шахмат. И потому мне показалось, что при всей эксцентричности манер экранного Корчного, не очень любимому мною артисту удалось передать то суперэго, которое, в конце концов, и лищило знаменитого шахматиста Родины.

И в фильме эта ситуация стартово предопределяет отношение авторов к своим центральным персонажам. В какой-то мере фильм Сидорова выглядит как этакое ретро сорок три года спустя, когда в кадре вооскресают вполне конкретные персонажи и вполне конкретные ситуации вокруг знаменитого матча. Противостояние решено в лучших традициях советского кино о спорте. А еще во время просмотра постоянно приходил на ум фильм Сергея Микаэляна «Гроссмейстер», в котором Виктор Корчной играл самого себя, а по сюжету – друга и тренера главного героя шахматиста Сергея Хлбеникова (Андрей Мягков). Заметим, что создатели эффектного и напряженного драматического кинозрелища явно учли и мировые традиции в теме «киношахмат», ибо ряд эпизодов явно отсылает зрителей к драме о Роберте Фишере под названием «Жертвуя пешкой».

Кстати, именно Фишер и стал тем самым «un enfant terrible» мировых шахмат, с капризов которого и началась чехарда и политические игры в этой древней игре. В том числе, и присуждение Аеатлию Карпову звания чемпиона мира после того, как он победил в финале матча претендов Корчного, а Фишер отказался проводить матч на условиях ФИДЕ. Уже тогда было ясно, что добром для шахмат такие странности не кончатся. Что и продемонстрировал Корчной своим бегством на Запад. И вот здесь возникает один щекотливый момент, который стоит отнести к недостаткам увлекательного фильма.

А связан он с тем, что истоки подобного решения Корчного практически в фильме никак не показаны. И потому Хабенский вынужден «включать» гротескные приемы, чтобы вызывать у зрителей антипатию к своему герою. Это ему удалось. И если в «Чемпионе мира» мы узнаем многое об обстоятельствах семейной и личной жизни А.Е. Карпова. Тогда как о том, каково было тяжело Корчному, авторы умолчали. Думаю, что Виктору Львовичу реально было не менее тягостно играть все эти отборочные матчи претендентов и сам финальный матч. Ведь в Советском Союзе остались практически в заложниках его жена и его взрослый сын. Хотя понимаю, что эти подробности могли бы сместить фокус зрительского внимания в направлении претендента. Но мы имеем то, что имеем.

А имеем мы яркое экранное зрелище, в котором свершилась эффектная визуализация шахматных битв, когда игра шла в буквальном смысле слова не на жизнь, а на смерть. Недаром один из визуальных мотивов фильма – гравюра, изображающая игру в шахматы с Дьяволом. Тень Ингмара Бергмана и его фильма «Седьмая печать», где можно было увидеть впервые более 60 лет назад похожую ситуацию. Такой подтекст для меня оказался гораздо важнее, чем иные эпизоды с кознями советских чиновников. И если даже ты не отличаешь защиту Каро-Канн от испанской партии, но знаешь, как ходит конь, то получишь достаточно разъяснений и видеоиллюстраций с помощью конкретных приемов, чтобы понять: каков ход той или иной шахматной партии.

Теперь представьте, что все это шахматисты считают в уме. Воистинну справедлива реплика одного из персонажей картины (с «нашей» стороны): «И как вам это удается?».

Много лет спустя после того матча в Багио я разговаривал с Виктором Корчным, и ему очень не хотелось вспоминать свое поражение в 1978 году. А тем более еще один проигранный Анатолию Карпову матч за звание чемпиона мира. Случилось в 1981 году в итальянском городке Мерано. Уступил со счетом 2:6. А дальше одно «К» заменилось другим «К» (Каспаров), когда политика окончательно начала предопределять судьбу шахматных соревнований. Но это уже совсем иная история. В том числе и для кино.

Пока же можно смотреть «Чемпиона мира», понимая, ЧТО стояло на кону в том великом матче. А именно – звание чемпиона мира по шахматам.

Сергей Ильченко

#премьера фильма #алексей сидоров #премьера