Авангардный советский кинематограф в сталинские годы сменился на масскульт и патриотические байопики. Впрочем, режиссеры-авангардисты принимали в создании новой эстетики самое деятельное участие. Пока Эйзенштейн создавал мифы об Александре Невском, другой классик 20-х, Всеволод Пудовкин, обратился к сюжету борьбы с интервентами в «Минине и Пожарском».
На дворе самое начало XVII века, мрачное для Отечества время. Кругом смута, поляки разоряют землю, столичная знать в лице «Семибоярщины» спелась с иностранцами во имя корыстных интересов. Но одновременно и в Москве, и на Нижегородчине вызревает восстание против оккупантов и их прихлебателей.
Среди московских бунтовщиков на первый план выходит зарайский воевода, князь Дмитрий Пожарский. Пока его силы невелики, несмотря на всю ярость и самоотверженность. Но в Нижнем Новгороде тоже находится свой народный герой – купец Кузьма Минин, готовый развернуть полноценную агитацию и мобилизацию на борьбу с врагом. Так начинается история Второго народного ополчения.
Исторические картины зачастую тенденциозны, т.к. выражают политическую повестку: как говорил Михаил Покровский, история – это политика, опрокинутая в прошлое. СССР жил в ощущении приближающейся войны, и культура откликалась на это ощущение. Поэтому в фильме сплошные внешние и внутренние недоброжелатели. И все же Пудовкин больше внимания оказывает живым характерам – его герои не похожи на каменные глыбы, в них есть и слабость, и страх, и даже юмор.
Эту задачу выполняют артисты Борис Ливанов (Пожарский) и Александр Ханов (Минин). Но помимо исторических персонажей здесь присутствуют и вымышленные крестьяне – вроде ополченца Романа (Борис Чирков), показывающего, что руками простых людей ведутся сражения. Впрочем, без печати времени не обошлось – в противниках, будь то гетман Ходкевич или Сигизмунд III, нет ничего человеческого. Так или иначе, перед нами весьма примечательный исторический байопик.