Каждый человек из всего, что бы он ни видел, что бы ни делал — шил ли или вышивал,— должен извлекать духовную пользу. Цветы увидел? Увидел Бога! Увидел свиней? Да, брат ты мой, опять увидел Бога!
Ты спросишь: «Так что же, значит, я могу увидеть Бога и через свинью?» Да, и через свинью. Посмотри, какой сотворил её Бог! Он дал ей рыло —копать землю и на ощупь находить в ней луковицы растений. У неё такой нос, что ему нипочём острые осколки железа, стёкла, колючки и тому подобное. Не только, видя прекрасный и благоуханный цветок, надо говорить: «Насколько же премудро сотворил это Бог!» Видя свинью, тоже надо видеть создавшего её Бога! А ещё лучше задуматься о том, что Бог мог создать меня свиньёй, а создал человеком.
Это кажется вам странным? Что, разве Бог не мог сделать нас свиньями? Охотники ранят диких кабанов и часто не находят подранков. Потом приходят хищные звери и съедают несчастного кабана живьём. Не имея врачебной помощи, кабан мучается, несмотря на то, что Творца своего он ничем не обижал.
Вы читаете отрывок из второго тома Слов преподобного Паисия Святогорца "Духовное пробуждение". Купить и скачать все книги преподобного Паисия по ссылкам внизу
Тогда как человек и ранил, и продолжает ранить своего Творца, и часто ведёт себя неблагодарно. Поэтому и я говорю, чтобы вы имели правильное духовное делание. Насколько же хорошо всё устроил Бог! И посмотрите на животных: какую силу даёт Он им!
Врачи говорят: для того чтобы иметь крепкие мышцы, надо есть больше мяса. А посмотри на быков: едят бедолаги траву, а какие же у них здоровенные мускулы! Разве ты не видишь в этом Бога? То есть Бог даёт им силу через одну лишь траву, которую они едят. Насколько же больше подаёт Он человеку!
Понятно ли вам это? Если человек подобным образом работает над собой, то он достигает такого состояния, что получает пользу не только от святых, но и от грешников. Святой укрепляет нас своим святым примером. Грешник сдерживает, обуздывает и притормаживает нас примером своего падения, и мы избегаем греха, но не для того, чтобы не пасть в глазах других, а для того, чтобы не огорчать Бога.