Стремительная коммерциализация космоса привела к возникновению ажиотажа и в отрасли спутниковой связи, что, в свою очередь, вызвало появление волны заявок на создание огромных спутниковых группировок. В связи с этим представители действующих операторов на Всемирной неделе спутникового бизнеса Euroconsult высказали свое мнение, настаивая на том, что международному сообществу пришла пора задуматься над разработкой правил, ограничивающих подобные "недобросовестные" заявки.
Самая известная из таких заявок - это поданная в Международный союз электросвязи (МСЭ) в сентябре 2021 года правительством Руанды. Согласно ей планируется создание двух спутниковых группировок из 327 230 аппаратов. Примечательно, что на сегодняшний день страна владеет одним кубсатом RwaSat-1, запущенным в 2019 году. Канадская компания Kepler, разрабатывающая относительно скромную группировку Aether из 115 000 спутников, подала заявку в МСЭ через правительство Германии.
Тема среди прочих активно обсуждалась представителями глобальных операторов спутниковой связи во время проведения панельной дискуссии на Всемирной неделе спутникового бизнеса Euroconsult. Стив Коллар, исполнительный директор SES, отметил, что подобная ситуация могла возникнуть из-за отсутствия правил и норм в отрасли: «В результате у нас есть целый ряд мега-заявок, большинство из которых никогда не будет реализовано».
Заместитель генерального директора Eutelsat Мишель Азибер, в свою очередь добавил, что ни с экономической и ни с практической точки зрения смысла в создании избыточных спутниковых мощностей нет. По его словам, низкоорбитальные группировки, которые активно разрабатывают Amazon, OneWeb, SpaceX и Telesat, а также геостационарные спутники с высокой пропускной способностью, уже в состоянии обеспечить гораздо большую емкость, чем прогнозируемый спрос. Кроме того, если хотя бы некоторые из планируемых мега-группировок начнут развертывание, это приведет к увеличению риска столкновений аппаратов на околоземной орбите. Он раскритиковал МСЭ и Федеральную комиссию по связи США, которая недавно приняла заявки на серию подобных группировок, к примеру, Astra Space из 13 600 спутников: «Я вижу, что FCC постепенно берет на себя роль мирового регулятора в области лицензирования спектра на низкой и средней орбитах.» Азибер призвал не поддаваться ажиотажу и не думать, что большое количество спутниковых группировок - хорошо для человечества. «На мой взгляд, все наоборот,» - сказал он.
Марк Данкберг, председатель Viasat, сказал, что этот вопрос необходимо решать и на национальном уровне, поскольку операторы запрашивают лицензии и у национальных регулирующих органов. «Разрешения становятся практически неактуальными. Даже получение регистрации через ITU на самом деле ничего не значит. Большой проблемой является получение прав на осуществление деятельности», - сказал он. «Это та область, в которой мы получим реакцию, когда страны осознают, что предоставление прав на осуществление деятельности мега-группировкам, им не выгодно».
Дэн Голдберг, президент и главный исполнительный директор Telesat, отметил, что разделяет эти опасения. «Проблема нашей отрасли в том, – сказал он, – что у МСЭ нет правоприменительных полномочий.» С учетом того, что сфера влияния МСЭ – это частотный спектр, у союза нет никаких правил в отношении действий операторов на орбите. Поэтому логично, что страны, которые запускают спутники, соберутся и вместе примут международные правила. «Это будет нелегко, но уже пора сделать.»