Найти тему
Елена Премудрая

Не русская литература. Лев Толстой. «Война и мир».

Не русская литература. Лев Толстой. «Война и мир».

В школе проходим классиков русской литературы. Некоторые моменты забываются с годами, а подумать о них в школьном возрасте мозгов не хватает. Со временем обернёшься, поглядишь на школьную программу и подумаешь, что что-то здесь не чисто.

Лев Николаевич Толстой. Самое глобальное произведение «Война и мир». Четыре увесистых тома. Третья часть произведения публикуется в переводе с французского языка. Толстой был дворянином и писал для своих дворян, помещиков и олигархов, которые составляли менее 1 процента населения страны. Говорили на французском и писали на французском. Таким образом, мы читаем перевод с французского великого русского писателя. Круто! Тогда и Хемингуэй великий русский писатель, его можно на русском почитать.

Рассказывает ли роман «Война и мир» о русском народе? Нет. Все герои роман, опять же, русские олигархи и дворяне. Девяносто процентов населения страны представлено в лице крестьянина Платона Каратаева – малость юродивого или придурковатого парня, который помер через пару страниц после своего появления. Как бы всё на этом, про русский народ закончили.

Сам Пьер, парень воспитанный заграницей, там же образование получил. Первые восемь лет в России каждый день напивается в хлам с гвардейцами и такими же олигархами. От нечего делать занимается самокопанием. В целом отличный персонаж. Не правда ли?

Ещё раз русский народ появляется в сцене, где Николай Ростов спасает Машу Болконскую от крестьян, которыми она владеет. Напоминаю, что французы наступают, русская армия отступает, а в промежутке образуется территория безвластия. Как только крестьяне поняли, что войска сбежали, они сразу же проявили свою безмерную любовь к своей помещице.

Разговаривают олигархи приблизительно так: «Как же это сказать по-русски?».

В итоге имеем роман на русско-французском языке, с героями мыслящими и говорящими на французском языке, которых занимают проблемы вечности, славы, любви, предательства, смысла жизни. Есть тут хоть один сугубо русский вопрос? Нет. Это общечеловеческие мировые моральные, бесконечно не решаемые темы, о которые бьётся вся мировая философия.

При этом озадачиваются этими вопросами далеко не все герои романа. Большая часть представленного общества занимается развратом, интригами и попойками. Русские олигархи совершенно не озадачиваются решением каких-либо русских национальных задач. Единственную помощь, которую они решили оказать стране – собирать штрафы по десять копеек, за употребление французских слов во время нашествия Наполеона. Вот это, я понимаю, масштабный национальный проект! «Как же это сказать по-русски?».

Что же перед нами? Поясню. Перед нами мировая литература, классика мировой литературы, которая поднимает перед нами общемировые проблемы и общемировые вопросы. Поэтому и пользуется мировой популярностью: она понятна всем, а в свое время, и написана на международном французском языке. Как-то так.