Станислав Близнюк (С.Б.): Были ли на тот период спортсмены из СССР, способные противостоять Клеману?
Марк Тальянский (М.Т): Совершенно ответственно заявляю, что такого спортсмена я не видел, ни нашего соотечественника, ни иностранного мастера, при том, что к нам практически всё время приезжали из разных городов и республик. Считаю (и не только я), что Клеман настоящий гений боя! Он просто всем давал работать.
Самый сильный боец из СССР, которого я видел и знал – это Ларин, к которому я испытываю чувство глубочайшего уважения и благодарности, и у которого я многому научился.
Наше знакомство произошло при интересных обстоятельствах. За год до этого я был на тренировке у Клемана и благодаря той базовой подготовке, которую имел, победил практически всех его учеников. А может, и скорей всего, дело не в моём уровне, а в том, что не было самых сильных учеников.
А в спарринге с самим Клеманом я потерпел фиаско – не заметил, как попался в «стойку – ловушку» и оказался в горизонтальном положении: тогда я ещё не знал, что это закономерная участь практически всех пришельцев.
После тренировки Клеман хорошо отозвался о моей защите, сказал, что видна школа, и дал понять, что я мог бы тренироваться у него. Но в тот момент я не принял верного решения, потому что занимался у Мануэля, уделяя только нунчакам по 2 – 3 часа ежедневно. Но вот прошёл год, и мой ученик (его звали Валерий, он был дальним родственником Ларина), в один из приездов Володи к Клеману предложил пригласить Ларина провести у нас в зале тренировку. Естественно, я согласился, т.к. Валера много рассказывал о своём родственнике. Позже мой ученик признался, что инспирировал это знакомство с единственной целью – услышать мнение Ларина о моём уровне и целесообразно ли у меня тренироваться. Забегая вперёд, скажу, что вердикт был положительным.
Впервые я увидел специалиста каратэ такого уровня, выросшего в нашей стране. Это был человек, готовый тренироваться сутками! Один из принципов, который он исповедовал, был таковым: с кем бы ты не спарринговал, в каком бы зале ты не был, какого бы уровня спортсмены не были против тебя, даже самые слабые и неумелые – у них всегда можно чему-нибудь научиться. И он учился всему и везде.
Погонял он меня на тренировке прилично, но очень аккуратно: было чувство, что тебя внимательно и спокойно изучают, просвечивая как рентгеновскими лучами. А после тренировки Володя взял меня в оборот серьёзно и плотно: чем, когда, у кого, сколько и как я занимался. Узнав о посещении секции Клемана, он резюмировал «ты потерял год», и я согласился, к Клеману поехал с ним и на последующие годы мой путь определился.
Я активно включился в тренировочный процесс под руководством Клемана. Вскоре стал у него старшим учеником и, уезжая, Клеман оставил клуб на меня. На тот период у нас уже был зал, оборудованный зеркалами, макиварами, мешками, но это уже совсем другая история.
С.Б.: Ты хорошо известен и как выдающийся тренер.
М.Т.: Слово выдающийся я решительно и без всякого кокетства убираю. Просто мне, как я уже упоминал, посчастливилось общаться с замечательными мастерами и чему-то научиться у них. Помимо неплохого уровня базы каратэ шотокан, вьет-во-дао, желания узнать как можно больше о восточных единоборствах, я всегда стремился показать своим ученикам, как можно использовать ту или иную технику максимально реально, просто, эффективно и, самое главное, адекватно сложившейся ситуации (одно из любимых выражений Клемана), независимо от того, находишься ты в зале или в подворотне.
Вероятно, в этом смысле, как педагог, и был интересен своим ученикам. Когда я стал тренироваться у Клемана, то сразу сказал ему, что провожу тренировки и спросил, как он к этому отнесётся. Ответ был положительным и я продолжил свою тренерскую деятельность.
В то время у меня был очень насыщенный график – около 8 тренировок в неделю. У Клемана и мои ученики по вечерам, 2 раза в неделю с дневной группой, в которой у меня было всего 4 ученика. Никаких финансовых интересов в дневных занятиях не было, просто это были очень интересные люди – Валерий Плиско тренер по дзю-до в «Динамо», Владимир Данько – бывший вратарь киевского «Динамо» по водному поло, и двое ребят, моих приятелей, которые захотели заниматься. Они и познакомили меня с В. Плиско и В. Данько, с которыми мы просто стали друзьями. Благодаря Валерию мы сначала тренировались в так хорошо знакомом мне зале дзю-до на стадионе «Динамо», а затем переселились в сухой зал находившегося рядом открытого бассейна, там уже гостеприимным хозяином был Володя Данько, тренер по водному поло.
Впоследствии, доктор педагогических наук Валерий Плиско очень много сделал для развития единоборств в системе МВД и КГБ, куда в те годы стали активно внедрять каратэ. В дальнейшем Валерий практиковал такую вещь: присылал ко мне в группу своих сотрудников для освоения базовой техники каратэ, и сейчас эти ребята достаточно известны в мире единоборств.
В заключение, хочу искренне поблагодарить за предоставленную возможность рассказать хоть немного о тех временах, надеюсь, это будет интересно для молодых ребят и принесет пользу.
С.Б.: Большое спасибо за интервью, до следующих встреч.
Продолжение следует...