Найти тему
Психология футбола

Каким должен быть тренер московского "Спартака"? Описываем профиль кандидата.

Оглавление
Леонид Федун
Леонид Федун

Перед тем, как принять сотрудника на работу, работодатель должен точно знать для чего ему этот сотрудник нужен. Перед новым сотрудником будут стоять определённые цели, которые ему необходимо будет достичь. Для того, чтобы был достигнут необходимый работодателю результат, кандидат должен обладать определёнными качествами, которые помогут ему делать свою работу успешно, то есть быть эффективным. Это была вводная мысль, давайте её разовьём.

Итак, главный тренер (или менеджер) футбольного клуба - это профессия, которой нужно долго и упорно учиться. Приходя на рабочее место, любой сотрудник осуществляет свою профессиональную деятельность, в том числе и главный тренер. А что такое профессиональная деятельность? Что такое деятельность в принципе? Вопрос не самый простой. Давайте разбираться в этом понятии.

Деятельность - это процесс, направленный на создание чего-то нового. Например, строитель создаёт (строит) дома, повар создаёт (готовит) различные блюда, продавец создаёт (осуществляет) продажу и тд. А что же создаёт главный тренер футбольной команды? В моём понимании - главный тренер создаёт такой коллектив, который способен достичь поставленных перед ним целей. Давайте я расшифрую, что имею в виду.

У главного тренера есть набор исполнителей-футболистов, каждый обладает набором профессиональных и личностных качеств, которые наделяют игрока сильными и слабыми сторонами. Чаще всего, в команде таких от 22 до 25 человек. Кроме них, у главного тренера есть своя управленческая команда, без которой ему было бы очень тяжело контролировать все процессы внутри коллектива. И вот из этого "конструктора" нужно собрать "машину" для штамповки побед на футбольном поле. Такое далеко не каждому под силу, согласитесь.

-2

Что должен уметь или какими качествами/навыками/компетенциями должен обладать кандидат в главные тренеры футбольного клуба? Разберем на примере футбольного клуба "Спартак" Москва.

Управленческие компетенции и ключевые навыки.

Навыки.

1. Анализ и планирование

Главный тренер должен уметь анализировать собственный ресурсы и соотносить их с поставленными перед ним целями. Наверняка вы слышали такие разговоры, когда какой-нибудь европейский тренер перед трудоустройством ставил обязательное условие - усиление состава команды. Один из критериев достижения цели является "реалистичность". Приведу пример - в команду приглашают тренера, ставят цель стать чемпионами, а усиления не дают. В итоге у тренера нет ресурса для достижения цели, а это гарантированный провал.

Руй Витория
Руй Витория

Главный тренер планирует, как будет играть команда. У него есть стратегия и тактика, есть различные заготовки и уловки для достижения результата в каждом отдельно взятом матче. И если тренер не видит среди действующих игроков исполнителей, способных реализовать его планы, то он просто обязан запросить дополнительные ресурсы (новых игроков). Поэтому анализ и планирование неотделимы.

Паоло Ваноли
Паоло Ваноли

2. Постановка задач и контроль

Главный тренер должен вполне конкретно понимать, кто ему нужен на футбольном поле, а соответственно должен уметь донести Спортивному директору или Главе селекционной службы свой запрос. Он должен обозначить к каким срокам нужны новые игроки, ведь им ещё предстоит стать частью коллектива, набрать форму, наладить игровые связи и многое другое. По идее, спортивный директор и главный тренер должны работать в связке, так как перед ними стоит общая цель от руководства команды.

Дмитрий Попов
Дмитрий Попов

Ни в коем случае не должно быть так, что спортдир привез кого смог и когда смог, при этом единственное условие, которое он выполнил - это игрок на нужной позиции. Такой спортдир = вредитель, он, скорее всего, действует в каких-то своих личных, возможно корыстных целях, но никак не в интересах клуба.

Лука Каттани
Лука Каттани

Главный тренер чётко описывает кандидата на искомую позицию: сильные игровые стороны (зависят от позиции), антропометрические данные. Далее он обозначает сроки: например, к 11 января 2022 года ( к началу первого зимнего сбора (это пример, я точной даты не знаю)). На этот запрос спортдир накладывает свои условия - допустимый бюджет на трансфер, допустимый зарплатный фонд, возраст игрока, ликвидность (страна происхождения, потенциал игрового роста и тд). Спортдир должен понимать, что любой купленный игрок рано или поздно уйдёт из команды. И от него тоже зависит, уйдёт он бесплатно или за большие деньги. Вот так эта связка должна выглядеть в идеале.

3. Мотивация и обучение

Это один из самых сложных пунктов в работе главного тренера. Если учесть уровень подготовки отечественных футболистов, то всем очевидно, что, например, у нас "бьющие" футболисты - это самородки. Большинство просто не умеют наносить правильный удар по мячу. Многим не хватает тактической выучки, к сожалению. Можно составить целый список того, что не умеют наши игроки. Соответственно, либо сам главный тренер, а чаще у него для этого есть целая команда ассистентов - помогают игрокам совершенствовать свои игровые навыки. Есть тренер вратарей, есть тренер по работе с защитниками/полузащитниками/нападающими, тренер по физ.подготовке. При этом важен подход к обучению. Взрослые люди не любят учиться, так заложено нашей природой. Чтобы обучение было эффективным, важно учитывать особенности обучения взрослых людей (основы андрагогики). Об этом можно целую статью наваять, сейчас мы этот момент опустим.

Массимо Каррера
Массимо Каррера

Скажите пожалуйста, что такое мотивация? Например, если ГТ говорит: " если вы сегодня победите - вам премия! Каждому по 100к евро!" Это мотивация? Нет. Это не мотивация. Мотивация - это внутреннее побуждение к действию. Премия - это внешнее воздействие. Это стимул.

Есть одна хорошая фраза, описывающая влияние мотивации на человека: "кто-то стену строит, кто-то храм". Понимаете? Кто-то за контракт играет, кто-то за ромбик на груди. Задача каждого тренера сделать так, чтобы каждый выходил "умирать" за право носить этот ромбик.

4. Обратная связь

Главный тренер просто обязан быть всё время в контакте со всеми футболистами в его команде. Он должен быть вовлечён или как минимум погружён в их личные дела, так как этот аспект жизни существенно влияет на поведение наших игроков. К сожалению, у нас в стране перемешивание "личного" и "профессионального" является частью культурного наследия. Поэтому иначе никак.

Особенно важно быть в контакте с футболистами во время их успехов, чтобы те не забывались и не расслаблялись. Возможно, вы видели, как после одного из победных финалов Гвардиола давал обратную связь Серхио Агуэро, причём на повышенных тонах. Это было, кстати, не совсем корректно, прямо перед десятками камер.

У обратной связи есть ряд принципов, которые нельзя нарушать, иначе можно разрушить всю "химию" внутри команды. Об этом я тоже подробно расписывать не буду, слишком много информации получится.

Главный тренер обязан беседовать с футболистами после поражений, иначе те начнут "копаться" в себе, а к чему это приводит мы и так понимаем. Все мы помним Федора Смолова и качество его игры на протяжении полугода после промаха с пенальти в матче против Хорватии.

Все четыре ключевых навыка являются основой работы любого управленца. Главный тренер - управленец, он подчиняется законам менеджмента. Это те его функции, которые он должен осуществлять ежедневно.

Управленческие компетенции:

1. Ориентация на результат.

Главный тренер такой большой команды, как московский "Спартак" должен быть сконцентрирован на итоговом результате. Иначе - нет смысла в его работе. Никто не говорит о том, как здорово команда играла при Массимо Каррере, все вспоминают, что он стал чемпионом. А ведь в том сезоне было достаточно матчей, которые "Спартак" вытаскивал в концовке матча за счёт удачных индивидуальных действий игроков.

Массимо Каррера
Массимо Каррера

2. Цифровая гигиена

В такой команде, как "Спартак" всегда всё на виду. Главный тренер - лицо публичное, он находится под пристальным вниманием болельщиков, руководства, СМИ. Всё, что главный тренер публикует в социальных сетях, все его интервью, участие в ТВ-программах и любые другие формы публичных выступлений должны быть максимально корректными.

Унаи Эмереи
Унаи Эмереи

Мы живём в таком мире, где даже личная переписка может стать достоянием общественности, где нужно очень жёстко фильтровать с кем говорить, а с кем нет. У нас всё, как в дешёвых американских детективах - "всё что вы скажете - будет использовано против вас". Главный тренер это лидер, пример. Он образец поведения для футболистов.

3. Эффективные коммуникации

Главный тренер должен быть мультиязычным и раскованным в плане общения. Поясню. Речь в большей степени именно про способ коммуникации, а коммуникация это не только слова. Коммуницировать или передавать информацию можно тремя способами - вербально, невербально или паравербально. Если проще, то важен смысл твоих слов, как ты говоришь (эмоции, паузы и интонация) и как ты при этом выглядишь (поза, жесты, мимика).

Все мы понимаем, что иногда в интернациональной команде возникают языковые барьеры. Но если тренер недоволен игрой команды, если он зол, то это должны понять все не смотря на язык. Если тренер обращается к кому-то конкретно, то не важно, поймет он сказанное или нет, важно что посыл будет ясен. Вспомните Доменико Тедеско и его импульсивность - непонятно, что он каждый раз кричал от бровки, но как это заводило и подстёгивало команду! Он был весь в игре, вовлечён! Между ним и командой не было коммуникативных барьеров, не смотря на разные языки.

Доменико Тедеско
Доменико Тедеско

4. Гибкость и антихрупкость.

Гибкость - способность быстро реагировать и подстраиваться под обстоятельства. Уметь отказаться от неудачно выбранного плана на игру, сделать раннюю замену, изменить схему и сыграть на результат в ущерб зрелищности - это проявление гибкости главного тренера команды. Пример первый - момент, когда Руй Витория вернулся на игру в 3 центральных защитника после серии неудачных матчей.

Руй Витория
Руй Витория

Иногда бывает так, что череда травм загоняет главного тренера в угол. Тогда он должен быть не только гибким, но и антихрупким. Пример второй - последний матч в ЛЕ под руководством Руя Витории. Очевидным решением и проявлением гибкости было бы выпустить в старте единственного на тот момент нападающего - Георгия Мелкадзе. Но Витория из тяжёлой ситуации нашёл выход. Он не просто "заткнул" дыру кем было, а сделал команду сильнее к конкретному матчу. То есть то место, где было "хрупко", стало явным преимуществом "Спартака". Витория выпустил оттянутым форвардом Зелимхана Бакаева, и именно он принес "Спартаку" победу. Яркое проявление антихрупкости.

5. Управление талантами

Московский "Спартак", к моему глубокому сожалению, всё чаще ассоциируют с местом, куда приходят талантливые молодые игроки, но им крайне сложно раскрыть там свой потенциал. Причины могут быть как футбольные, так и околофутбольные, но решать вопрос о включении в состав, влиять на молодого игрока на тренировках, мотивировать его, развивать - прерогатива главного тренера. В "Спартаке" много своих воспитанников, способных стать частью великой команды, но пока что большая часть из них почему-то не может закрепиться в основе.

Главный тренер должен уметь сохранять баланс между опытом и молодостью. Опыт дает стабильность и качество, молодость даёт энергию и задор. Это гремучая смесь, которая может домчать команду до небывалых высот. Тут есть только один пример - работа Олега Ивановича Романцева. В его команде всегда была такая взрывная смесь на протяжении многих лет. После него ни у кого не получалось добиться такого баланса.

Олег Иванович Романцев
Олег Иванович Романцев

Уметь так подвести молодого игрока в состав, дать ему раскрыться, вовремя выпустив на замену, чтоб тот отметился результативным действием и обрёл уверенность - это тонкое мастерство, это надо чувствовать момент.

Ключевые мотиваторы.

Мотив - это внутреннее побуждение к действию. Мотиватор - это некий фактор, который активирует мотив. Наивно ожидать результат, превосходящий ожидания от человека, который работает исключительно ради денег.

Ниже я опишу четыре основных мотиватора и приведу вес каждого, исходя из их суммы, равной 100%.

1. Достижения (роль: генерал, полководец)

Вес: 40%

Такой главный тренер чаще всего по своей природе человек-цель. Он сделает всё, ради своего имени в истории, ради трофея, ради победы в принципиальном матче. Даже сейчас с трибун иногда доносится A tutti! avanti! Massimo Carrera!

-13

2. Самореализация (роль: художник-постановщик или режиссёр)

Вес: 30%

То, что очень часто движет талантливыми людьми. Главный тренер не должен рассматривать то, что он делает, как работу. Быть главным тренером - это призвание, это выше, чем просто наёмный рабочий. Тем более в "Спартаке" - это большая честь. Это особенная социальная роль. Желание реализовать себя профессионально очень часто берет верх на финансовыми мотивами. В качестве примера я бы привел Валерия Карпина.

Валерий Карпин
Валерий Карпин

3. Карьерный рост (роль: инженер-механик, менеджер)

Вес: 10%

Вполне допускаю, что талантливый главный тренер может рассматривать "Спартак" как трамплин для своей карьеры. Такой ГТ будет нацелен на результат, его работа будет публична, открыта и показательная с точки зрения статистики. Тут яркий пример - Доменико Тедеско.

Доменико Тедеско
Доменико Тедеско

4. Наставничество и развитие молодых игроков (роль: отец, учитель)

Вес: 20%

Тренер-наставник, его целью является "воспитать" как можно больше талантливых игроков, которые построят свои карьеры, пусть для этого им даже придётся покинуть родной клуб.

Владимир Федотов
Владимир Федотов

Вот таким я вижу успешного главного тренера московского "Спартака".

Думаю, приглашение Паоло Ваноли давно уже является секретом Полишинеля. Радует, что с ним в связке приглашают и спортивного директора Луку Каттани из "ПСЖ". Будут ли они работать в унисон? Каким ожидается результат? Что ими движет? Покажет только время.

Паоло Ваноли
Паоло Ваноли

Важно понимать, что весь тот портрет, что я описал, летит в тартарары, если сверху над ним "сидят" амбициозные непрофессионалы. Поэтому я считаю за истину, что люди, пригласившие нового главного тренера и спортдира, не будут ставить им палки в колёса.

Всем мира и добра. Спасибо, что прочитали.