Найти тему
НУАР-NOIR

Апокалипсические видения Салтыкова-Щедрина

-2

На создание этого материала нас вдохновил советский фильм 1989 года «Оно» (к Стивену Кингу не имеет никакого отношения). Тот был вольной экранизацией одного из самых загадочных произведений русской литературы - романа Салтыкова-Щедрина «История одного города».

Иллюстрация к "Истории одного города"
Иллюстрация к "Истории одного города"

Многие сразу почувствовали, что в отличие от сказок того же автора («Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве» и т.д.) данная «история» была более таинственной, пропитанной множеством секретов. Хотя бы потому, что в облике отдельных «градоначальников» угадывались черты «наших правителей», о существовании коих Михаил Евграфович никак знать не мог.

Взять, например, Брудастого, у которого в голове оказался «органчик», то есть сам он по себе ничего не говорил, а лишь выдавал с разными интонациями одну и ту же фразу: «Не потерплю». Ведь вылитый Горбачев, который вещал «ни о чем». Но при этом всё всегда валил на «пережитки прошлого».

Когда «обнаружилось», что у Ельцина подобно Угрюм-Бурчееву нет пальца, то при изучении «деталей» этого градоначальника сходство усилилось. Бесстыжий взор, маловыразительная речь, склонность к прямым линиям. Снос «города» как аллегория безумных реформ. Однако куда более интересным было пришествие ОНОГО.

Афиша фильма "Оно" (1989)
Афиша фильма "Оно" (1989)

Что есть ОНО, не могли сказать ни литературные критики, ни даже смелые толкователи Салтыкова-Щедрина. Считалось, что ОНО пришло во время правления Угрюм-Бурчеева, однако, если вы внимательно посмотрите на таблицу градоначальников, то обнаружите, что последним был некто Архистратиг Стратилатович Перехват-Залихватский – майор, поставленный во главе города и желавший казаться «своим парнем». Невольно кого-то напоминает, не правда ли?

Кадр из фильма "Оно" (1989)
Кадр из фильма "Оно" (1989)

Впрочем, это никак не дает понимания того, что являет собой ОНО. Пришедшее с Севера. Напоминающее то ли смерч, то ли тучу. Полное гнева. Никак не революция, и вообще не очень-то соотносимое с миром привычных для человека вещей. Отличительной чертой ЭТОГО явления было то, что время замедляло свой ход, а в итоги история вообще остановилась.

Кадр из мультфильма "История одного города" (1991)
Кадр из мультфильма "История одного города" (1991)

Саша Грей в триллере про игру на желания

Это не Апокалипсис в привычном для многих понимании. Хотя о «конце истории» говорил далеко не один персонаж, но в данном случае это воспринимается не как метафора и не как аллегория. Можно предположить, что безвременье - это настолько стремительная смена «формаций», что человек перестает воспринимать оную.

Кадр из мультфильма "История одного города" (1991)
Кадр из мультфильма "История одного города" (1991)

В чём «тайный смысл» демарша Сокурова?

Это подобно мельтешению образов при включенном стробоскопе. Жизнь, в которой ничего не происходит; бытие, напоминающее желе, в котором вы увязли и не можете из оного вырваться. Собственно остается только задаться вопросом: а что потом? Желе навсегда? Медленное движение в обратном направлении? Резкое начало «новой истории», которая стартует, когда человечество будет отброшено в «свежую первобытность»? Классик на это ответов не дал.