Найти в Дзене

Карри – главный революционер современной НБА

Стефа называют революционером – игроком, повлиявшим на структуру современного баскетбола сильнее, чем кто-либо из действующих спортсменов Ассоциации. С этим сложно не согласиться: стиль Карри с обилием точных дальних попыток оказался катализатором всеобщего осознания эффективности трехочковых бросков, что радикально переформатировало нападение команд.

Еще 15 лет назад привычным делом считалось размеренное владение с загрузкой мяча на атлетичного центрового или мощного форварда в «усы», где «большой» обыгрывал оппонента при помощи продавливания и серии обманных движений под кольцом. Также никого не удивляли многочисленные промахи после бросков с отклонением со средней дистанции: в той или иной мере ими пользовались все атакующие игроки с мягкой кистью. Сейчас же лига окончательна пришла к триединому пониманию эффективного завершения: наиболее предпочтительными бросками считаются штрафные, попытки из-под кольца с минимальным сопротивлением и те самые трехочковые.

Карри на деле продемонстрировал, что на дистанции сезона бросать «трешки», несмотря на их повышенную сложность, все равно выгоднее, чем средние двухочковые. Вскоре это утверждение окончательно подтвердили аналитические команды клубов, ведь три очка больше двух в полтора раза, при этом разница в проценте реализации средних и дальних бросков у игроков периметра в большинстве случаев гораздо меньше. А для лидера «Уорриорз» с 24,3 очка и 43% из-за дуги по карьере она и вовсе фактически отсутствует.

Когда Стефен пришел в НБА в 2009 году, в среднем за матч команды исполняли 18,1 броска из-за дуги, в текущем сезоне это значение практически удвоилось – до 35,4 попытки. Сам же Карри в этом году в среднем генерирует 13,4 трехочкового.

В первый год разыгрывающему «Голден Стэйт» приходилось делиться мячом с Монтой Эллисом – еще одним защитником «Уорриорз», претендующим на звездный статус. В результате лишь 25,9% точных трехочковых бросков Карри совершалось без предшествующих результативных передач партнеров. Стеф играл в совсем другом, уже непривычном для нас стиле: больше в тени и ближе к признанным снайперам минувших эпох – Реджи Миллеру и Рэю Аллену. Вторичность роли на площадке и не самое надежное здоровье щупловатого снайпера не позволяли ему максимизировать собственную полезность.

-2

Так продолжалось на протяжении двух с половиной лет, пока экспрессивный Эллис не вступил уже в открытый конфликт с младшим партнером, в результате чего поставил руководство «Голден Стэйт» перед ультимативным выбором: либо он, либо Карри. Как показала история – а Монта вылетел из лиги в 2017-м в возрасте 31 года – шефы «воинов» выбрали юнца и не прогадали.

Уже в сезоне-2012/13, первом полноценном для Стефена в качестве единоличного хозяина мяча, доля самостоятельно организованных трехочковых снайпера превысила 39%, что лишь немного меньше значений текущей регулярки и тех лет, когда он получал звание MVP.

В дебютный год Стеф реализовал 166 попыток из-за дуги. Уже к концу четвертого сезона он побил важнейшее достижение Аллена и установил максимальную планку по точным трехочковым за сезон – 272. Еще через три года – в чемпионате-2015/16, по итогам которого Карри завоевал второй подряд титул самого ценного игрока, а его команда одержала 73 победы – снайперское достижение защитника практически улетело в космос и достигло значения 402 точных трехочковых за сезон, что остается рекордом и по сей день.

Однако с течением лет волшебник с капой в зубах не просто увеличивал количество дальних бросков. Как вспоминал сам Стеф, в ставшем прорывным для знакомого нам состава «Уорриорз» чемпионате-2014/15 он значительно повысил частоту бросков издали во время быстрых переходов из защиты в атаку. Уже через год спортсмен сосредоточился на не менее важном и гораздо более известном аспекте своей игры – увеличении дистанции броска. Подобная планомерная эволюция привела к тому, что попадания Карри из центрального круга, где нанесены изображения логотипов команд, практически стали обыденностью и воплощаются баскетболистом едва ли не каждую неделю.

Квинтэссенцией дистанционного нигилизма обернулось, вероятно, самое известное победное попадание защитника – на последних секундах матча с «Оклахомой».

У Стефена даже появилась собственная зона. Максимальная расстояние от кольца до трехочковой дуги составляет 7,24 метра, однако в последние два сезона, по данным The Athletic, защитник поставил на поток сверхдальние попадания с расстояния, превышающего 8,5 метра. Прогрессия таких бросков выглядит следующим образом:

• 2009/10 – 4 сверхдальних из 166 трехочковых;

• 2010/11 – 2 сверхдальних из 151 трехочкового;

• 2011/12 – 0 сверхдальних из 55 трехочковых;

• 2012/13 – 4 сверхдальних из 272 трехочковых;

• 2013/14 – 4 сверхдальних из 261 трехочкового;

• 2014/15 – 6 сверхдальних из 286 трехочковых;

• 2015/16 – 31 сверхдальний из 402 трехочковых;

• 2016/17 – 26 сверхдальних из 324 трехочковых;

• 2017/18 – 7 сверхдальних из 212 трехочковых;

• 2018/19 – 31 сверхдальний из 354 трехочковых;

• 2019/20 – 5 сверхдальних из 12 трехочковых;

• 2020/21 – 61 сверхдальний из 337 трехочковых;

• 2021/22 – как минимум 26 сверхдальних из 145 трехочковых после 27 сыгранных матчей.

Впечатляет, но для Стефа все по-прежнему выглядит легко. «В определенное мгновение ты просто ощущаешь, что сейчас выполнишь бросок. С этого все и начинается», – объяснял выбор момента для броска разыгрывающий.