Почему я решил поговорить именно об этой дилогии? Я сам не знаю. Можно сказать, что это были мои первые книги этого автора, или то, что это были первые мои прочитанные книги в 2000-м году. Или первая фантастика, которую прочитал, сидя в Центре Занятости – искал работу после окончания техникума… Я на самом деле, не знаю, почему именно – так-то, я много чего читал, и, вполне может быть, что следующая статья станет обзором творчества Роберта Хайнлайна, которого я очень сильно уважаю, хотя он и очень сильно не любил СССР…
Итак, дилогия «Звёзды – холодные игрушки». Там два романа – непосредственно, «Звёзды…» и «Звёздная Тень». И, на самом деле, здесь ситуация примерно такая же, как и с теми самыми «фальшивыми ёлочными игрушками». Нет, я не могу сказать, что творчество Лукьяненко вызывает у меня отторжение. Нет, не вызывает. Не могу я и сказать, что он пишет плохо. Нет, не плохо. Но, с другой стороны, я не могу сказать и то, что пишет он хорошо. На самом деле, самое лучшее, что мне понравилось в творчестве Лукьяненко – это «Дозоры». Вот там, на самом деле, при чтении ты буквально переживаешь за всех героев – как главных, так и второстепенных, как Светлых, так и, внезапно – Тёмных. Вот, например, мне очень жалко Алису Донникову. И вампира Костю – если вы понимаете, о ком я сейчас. Костя, кстати, умер очень нехорошей смертью… Но – это «Дозоры». Я не поклонник этого жанра, но там, как мне кажется, Лукьяненко был хорош. А вот, что касается «Звёзд…»… Но, как говорится, обо всём по порядку.
А начинается всё, на самом деле даже хорошо и интересно. Пилот русского «челнока» класса «Спираль» готовится к вылету домой, на Землю, с планеты Хикси. Все процедуры, от самых важных до не особенно важных, показаны очень интересно и достоверно. Сам взлёт – как «Спираль» запустили при помощи антиграва. Автор даже не поленился рассказать о том, что желать сейчас Хикси «долгих лет и здоровья» – высшее оскорбление, так как почти все те, с кем Пётр Хрумов сейчас общается, кого он видит на этом космодроме, скоро умрут. И само описание полёта, встреча со Счётчиком, посадка на Землю – всё это описано не просто хорошо – описано просто великолепно.
К сожалению, как только автор проводит нам, устами этого Пети, «экспозицию», читать становится уже не так интересно. Нет, понятно, что на автора очень хорошо влияла атмосфера всего того, что на тот момент происходило в стране. Ну вот, например…
После того, как люди изобрели технологию «джампа» и вышли в большой космос, оказалось, что они (какое удивление!) не одиноки во Вселенной. И так получилось, что есть Сильные расы – и есть Слабые. И нет ничего удивительного в том, что Сильные правят Слабыми. И понятно, что людей записали в Слабые, но они смогли стать «полезными» – благодаря «джампу» их корабли были самыми быстрыми во Вселенной. Ну, как быстрыми… Это были обычные «шаттлы» всех типов и систем – начиная от старенькой «Спирали» Лозино-Лозицкого (кстати – красивая машина, если кто не видел), и до «Буранов» и тому подобных машин на их базе. И понятно, что летать в космосе они могут… чуть лучше, чем вообще никак. Вся «фишка» – в «джампе», который мог мгновенно перенести корабль на расстояние в «двенадцать с хвостиком световых лет». И ещё то, что никто, кроме людей не мог этот самый «джамп» выдержать.
И вот сразу после этого объяснения, и после рассказа о том, что, собственно, происходит на Земле – читать становится уже не так уж и интересно. Просто дальше начинается, собственно, «сюжет», который, в принципе, неплох и даже, на самом деле, захватывает, но…
Новая цивилизация, корабль которой перехватили Алари, то, что она похожа на людей и то, что к ним, для разведки решили отправить Петра Хрумова – это, на самом деле… можно было предугадать. То, как эта цивилизация была описана, выглядело таким… кривым зеркалом на книги Аркадия и Бориса Стругацких. То есть, автор, фактически «вывернул» наизнанку всё, что было написано братьями про Мир Полудня. Вот, казалось бы, всё, что было у братьев – есть и у него, только вот, если братья писали мир победившего Светлого Завтра, то у Лукьяненко получилась такая «планета-концлагерь».
И ведь, если говорить серьёзно, без придирок, то дилогия-то получилась даже неплохой. По крайней мере, после того как я прочитал «Звёзды…», я пошёл и сразу купил себе «Звёздную Тень», прямое продолжение первого романа. И так же, как и первый роман, я прочитал его «одним махом» – я всегда быстро читал. И… с тех пор прошло больше двадцати одного года. Книги стоят у меня в книжном шкафу. Доставал ли я их оттуда хоть раз? Перечитывал ли я их хоть раз? Увы, но нет. На самом деле, я не могу сказать, что именно мне не понравилось в них. Атмосфера безысходности и беспросветности на Земле? То, что люди вышли в большой космос, но… оказались не готовы к тому, что там происходит? Тому, что даже такое сравнительно простое дело не смогло обойтись без разного рода «подковёрной возни» и прочего? Помните это – «Не ггоршш, а ггоршш!». В общем, это, на мой взгляд… не особенно красит сюжет.
На самом деле, я не могу сказать, понравились мне эти два романа, или нет. С одной стороны, как я уже говорил – отдельные эпизоды в романах просто прекрасны. Присутствует определённый юмор – и порой он даже забавный. Например, история Снега – почему его так странно назвали. Но вот, при чтении я порой ловил себя на мысли, что всё это – какое-то ненастоящее. Да, снова аналогия с теми фальшивыми ёлочными игрушками. И вроде у романов есть всё, что нужно – и сюжет, и герои, и космос, и так далее – но на выходе получается что-то не то.
Конечно, я могу быть неправ – и даже, скорее всего, я неправ. Но – если кто-то читал эти романы, то я буду рад обсудить их.
Кстати говоря, если что, то, судя по описанию, «челнок», на котором летал Пётр в начале, это именно «Спираль» Лозино-Лозицкого. Это понятно из описания…
«Моя «птичка» из самых старых, обшита керамикой. Это – разработанная еще полсотни лет назад «Спираль», двадцатитонный челнок с небольшим грузовым отсеком. Конечно, он переделан, но внешне практически не изменился. С Земли «лапоть» – что поделаешь, форма такая, что прозвище к «Спирали» прилипло навсегда, – запускают стареньким, хоть и модернизированным «Протоном». Это ощущение не из приятных. Как говорят: «У Чужих приятно взлетать, на Землю приятно садиться».»