Для «разминки» я уже предлагала моим уважаемым читателям небольшой постик на эту тему. Актуальность обусловлена недавним появлением в репертуаре Большого театра балета по этому роману, но в постановке другого балетмейстера, Э. Клюга. И я решила развернуть несостоявшееся хореографическое полотно во всей возможной шири. Пришлось провести прямо исследовательскую работу, и даже почти без Интернета, он помог мало.
Итак, «Мастер и Маргарита» – не поставленный балет Юрия Николаевича Григоровича, в представлениях не нуждающегося. Впервые об этом я узнала из книги Татьяны Кузнецовой «Хроники Большого балета», которую читала с большим интересом и раньше рассказывала о ней:
Автор, современница описываемых во всей книге событий, недолюбливающая Григоровича, написала об этом в такой форме:
«Григорович ничего не ставил с осени 1982 года; периодически вспыхивающие слухи о его работе над «Болтом» Шостаковича, о замыслах «Мастера и Маргариты», о новой «Золушке» уже много лет никто не принимал всерьез».
Если Татьяна Анатольевна об этом слышала, это еще не значит, что это слухи. Ну, или она лукавит. В документальном фильме 1987 года «Балет от первого лица» снята даже репетиция «Болта», и Григорович рассказывает о сюжете, происходящем в 1917 году. С остальными балетами сложнее, но нас из них сейчас интересует только тот, по роману Булгакова. И тут я в поисках истины поступила вопреки совету персонажа нашего автора (профессора Преображенского) не читать до обеда советских газет. Читать еще как! Ну и не только их… В общем, первым, о чем расскажу из прочитанного, будет такой факт: осенью 1985 года композитор из дружественной социалистической Польши Кшиштоф Пендерецкий подписал с Большим театром СССР договор о написании музыки к балету «Мастер и Маргарита». Так и хочется сказать, подобно персонажу известного фильма «Это документ, между прочим!».
Мне удалось найти, что рассказывали о своей работе от первого лица Пендерецкий и Григорович. Поляк был более словоохотлив. Его стройный рассказ стоит послушать.
Начало довольно простое, житейское. В 1980 г. композитор приехал в Советский Союз и посмотрел в Большом театре балет «Иван Грозный», которым был приятно потрясен. В следующий визит он увидел уже «Золотой век» и удивился, что один и тот же человек поставил два столь разных балета. О последующем нетрудно догадаться: он, под впечатлениями, загорелся желанием написать балетную музыку (такого опыта у него не было). И, нетрудно догадаться, что музыку для балета Григоровича.
Они поговорили. И выяснилось удивительное совпадение: оба грезили «Мастером и Маргаритой». Правда, Кшиштоф грезил воплотить сюжет оперой. Но тут, как он сказал, «судьба готовила лучшее».
Краткая справка. Роман Булгакова в СССР вышел отдельной книгой в 1973 году (была еще цензурированная журнальная версия 1966–1967 гг.). Вскоре роман перевели и в Польше, как сообщал Пендерецкий. В 1977 г. по нему был поставлен первый спектакль – Юрием Любимовым в театре на Таганке. Но оказывается его чуть ли не опередить хотел тогда другой Юрий, и в другом жанре. Сам Григорович, рассказывая, именно об этом не говорил, а его соавтор-композитор простодушно болтал для советского журнала «Театр»:
«Когда я обратился с предложением к Григоровичу, выяснилось удивительное совпадение: оказывается, Григорович после первой же публикации романа тоже загорелся ставить балет, был написан сценарий. Но по не зависящим от него причинам постановка не состоялась».
Вот это да! Прямо сразу, значит, скорее, с журнальной еще версии. И вместо «Мастера» в итоге он родил «Ивана» (Грозного) – в 1975 году, и неудачный социальный заказ «Ангару» – через год (1976).
И ох уж эти осторожные обороты «по не зависящим от него причинам»! Слыхали-слыхали неоднократно что-то похожее.
Кузнецова писала о нем:
«37-летний ленинградец воцарился в Москве… как раз тогда, когда по стране гуляла оттепель, но самодержавную власть обрел лишь с приходом застоя. А до того числился в прогрессивных, чуть ли не в диссидентах… Петербуржцы по сей день уверены, что их любимого оттепельного героя сгубила именно Москва – близостью к власти, цензурными окриками, политическим заказом».
С чего это я ее опять вспомнила? Вернемся к нашему Пендерецкому.
«Мы встречались с Григоровичем, обсуждали замысел, я вновь имел возможность убедиться в его неистощимой художественной фантазии, в его глубокой эрудиции. Официальный договор подписан осенью 1985 года, что ввело работу в новое русло. Сейчас я пишу музыку «Мастера и Маргариты».
«Сейчас» – это было под новый 1987 год. Григорович подходил к своему 60-летнему юбилею. В связи с этим у него взяла интервью газета «Труд». Поговорили о разном, и о своих творческих планах он тоже рассказал.
«Мы находимся в самом начале пути. Есть три варианта сценария, которые написали Пендерецкий, критик Александр Демидов и я».
Интересно, каждый по одному или было соавторство? А прежний сценарий 70-х остался ли?
«Окончательный выбор пока не сделан. Воплотить весь роман нет возможности, да это и не нужно. Хотя мы буквально разрываемся на части. Важна и тема магистра Воланда, тема любви и преданности, вечная тема творчества, линия Иешуа и Понтия Пилата… Многое будет зависеть от того, как наши совместные беседы повлияют на Кшиштофа, что он напишет. Балет все-таки начинается с музыки».
Не написал Кшиштоф. В 2010 в интервью «Российской газете» он скажет:
«Был проект балета «Мастер и Маргарита», мы с Юрием Григоровичем даже подписали договор, но из этого ничего не вышло. Григоровичу пришлось уйти из театра – и на этом все закончилось. Я люблю балет, но это не мое. Музыка для балета, как и киномузыка, «служебная», на втором плане: надо подстраиваться под хореографию, под движение. А я хочу быть вольным человеком».
Ага, а в 1987 году никакого такого «не мое» не было! Тут вроде бы всё, что он сказал – правда… но не перепутал ли он причину со следствием? Легко представим: композитор загорелся новым для себя жанром, начал работу… а тут оказалось, что музыка-то «служебная», свободы нет, и балет любить лучше на расстоянии. Охладел да и потихоньку спустил на тормозах это дело. Музыки нет – балета нет. А Григорович, да, ушел из театра… аж через 8 лет после того, как его соавтор сказал «пишу музыку». Долго писал…
Наконец, рассказ Григоровича в 2007 г. чуть уточняет картину:
«Жаль, что не состоялся спектакль «Мастер и Маргарита» с Кшиштофом Пендерецким. Я ушел из театра, а композитор разорвал контракт, сказал, что хотел это делать с Григоровичем».
Дотянул... В 1985 г. контракт, в 1995 г. – разрыв его…
Да и правда, трудности в Большом у главного балетмейстера были. И близкие люди уходили из жизни: в 1989 г. – постоянный соавтор Григоровича художник Симон Вирсаладзе, в 1990 г. – автор многих-многих строк о балетмейстере Александр Демидов. Случайный соавтор Пендерецкий был далеко.
Много факторов накладывалось один на другой. Булгаков роман не дописал, Григорович не начал ставить…
Спасибо за внимание! Пишите комментарии, читайте и другие материалы канала на выбор.