Строго говоря, корона не была положена ни Валиде, ни Хюррем. Хотя Айше Хафса и была ханских кровей, соправительницей ни мужу, ни сыну она не была. Из этого исходит, что корона Валиде-султан несла лишь декоративную функцию. Однако в сериале этот факт обыграли. Разумеется, не просто так.
Всем привет! Я — Марина, у нас с мужем разные вкусы в кино, поэтому своими мыслями о любимом сериале "Великолепный век" я делюсь в этом блоге. Добро пожаловать!
После того, как султан, сделав Хюррем приятный сюрприз в виде никяха, она озаботилась вопросом наличия головного убора, подчеркивающего ее новый статус. Для этого новоиспеченная хасеки-султан обратилась к именитому мастеру, которому подробно объяснила, какого вида должна быть ее корона. Важным критерием было пожелание госпожи, чтобы статусный головной убор был "больше, чем у Валиде". Ряды изумрудов и рубинов явно играли при этом второстепенную роль.
Я мельком читала статью о короне Хюррем-султан еще до того, как увидела ее своими глазами в сериале. Поэтому честно могу признаться, что идентификация короны Валиде, ставшей прототипом короны Хюррем, мне помогли, не моя работа. Впрочем, я пристально следила за тем, что было надето на прекрасной (хотя не самой мудрой) голове Айше Хафсы до того момента, как она к своему неудовольствию обзавелось нелюбимой невесткой.
Непосвященному зрителю может показаться, что корон у Валиде много.
Но только это вовсе не короны, а диадемы или тиары (венец, выражаясь одним словом).
Объясню разницу между тиарой и диадемой: у тиары основание незамкнутое и, как правило, ее конструкция легче; впрочем, это не жесткое правило. Тиару иногда называют диадемой, а вот наоборот — никогда.
Атрибут, хотя и вполне династийный, но право подчеркивать с его помощью свой статус было не только у Валиде, но и у ее дочерей и даже наложниц, занимавших более высокое положение, чем рядовые рабыни гарема. Статусность диадем и тиар заключалась всего лишь в ее дороговизне: чтобы купить такую безделушку, даме явно приходилось подэкономить или побывать в покоях повелителя. Почему? Но хотя бы потому что вес у такого украшения немаленький, да еще и камни использованы в отделке. (Надо полагать, что диадемы дам из окружения султана не были дешевыми подделками).
В общем, диадемы Валиде носила хотя и побогаче и покрупнее, чем другие обитательницы гарема, но к символике царской власти они отношения не имели. Просто красивые украшения для прически. В наше время диадемы тоже надевают по особым случаям, как правило, невесты. Причем, как династийные, так и простые. (Принцесса Беатрисс Йоркская была в бриллиантовой тиаре Queen Mary Diamond Fringe, а моя подруга Аня — в диадеме с искусственными камнями из интернет-магазина Wildberries).
Так почему же неугомонной рыжей славянке так хотелось именно корону, да еще и непременно, чтобы как у Валиде? Ведь о короне Валиде в сериале нет никаких упоминаний, в отличие, например, от ее покоев, которыми мечтали завладеть и Хюррем, и Махидевран, и Хатидже впоследствии?
Впрочем, надо отметить, что о существовании короны было известно среди приближенных Валиде. Так, на свадьбе Нигяр, когда Хюррем в первый раз появляется в гареме в своей короне "выше, чем у Валиде" и в соответствии с иерархией, занимает почетное третье место после Хатидже в приветственном строю, Махидевран шипит, что это не по правилам и вообще "На ней корона!"
На примере короны Хюррем можно пояснить матчасть:
Корона охватывает всю окружность головы, кроме того, ее внешний вид выглядит одинаково с любого ракурса, в то время как тиара и диадема имеют сложный и красивый дизайн только спереди.
Уж не знаю, какой смысл в конце концов, турецкие костюмеры вложили в эту важную для сюжета деталь, но единственный головной убор Валиде, дотягивающий до короны и по внешнему виду схожий с короной Хюррем, это тот, что был на ней в момент ее первого появления в серале в первой серии.
Еще раз повторюсь: я смотрела сериал очень внимательно (хотя и на старуху бывает проруха, поэтому я не против КОНСТРУКТИВНОЙ критики в комментариях). Впрочем, короной Валиде данную конструкцию считают и другие поклонники сериала. Уж во всяком случае, ничего подобного не было ни у Хатидже, ни у других сестер султана, не говоря уже о наложницах. И даже как-то странно, что акцент на наличии короны у Валиде делается только во втором сезоне, когда Хюррем становится законной женой Сулеймана.
Причем, акцент делает сама Хюррем, ни разу не обмолвившаяся об этом ранее. Тем не менее, корона была вожделенна для Хюррем. И вот почему: после скандала с евнухами и Дайе в самом начале своего появления в Топкапы, Александру велела привести к себе Валиде. Наивная девчонка попыталась разжалобить строгую тетю в черном, но Айше Хафса вместо утешения и хотя бы мало-мальского понимания смачно плюнула династийным высокомерием в лицо своей будущей невестки.
"Ты собственность султана Сулеймана. Теперь твою судьбу он решает, — заносчиво сказала она. И добавила ядовито, — и я!"
Причем, как стало понятно позже и Хюррем, и всем зрителям: в большей степени судьбы наложниц зависели именно от Валиде, главы гарема. Султан, поди, и в лицо не видел некоторых из числа своей "собственности" за все время, что они провели во дворце.
Именно поэтому Хюррем и пожелала иметь корону, больше, чем у Валиде. Это были не просто предпочтения по дизайну. Этим она подчеркивала свой статус не только перед гаремом, но и перед самой свекровью. Это был завуалированный посыл ненаглядной маменьке: "Теперь мою судьбу решает султан Сулейман. И я"!
Корона нужна была Хюррем в общем-то исключительно чтобы взять реванш в той давней истории, когда Валиде не просто не отпустила славянку домой, но и так жестко обошлась с ней, ткнув в открытую рану Александры своими заносчивыми словами. Это была тактика борьбы Валиде против неугодных: она уничтожала их медленно, нанося удары по самым уязвимым местам исподтишка, заставляя ожидать повторения невыносимой боли и лишая моральных сил. Но Хюррем оказалась не по зубам Айше Хафсе. Никях с султаном фактически засвидетельствовал окончательный конец власти Валиде над сыном. А чтобы свекровь об этом не забыла, Хюррем сделала себе корону — душеньку потешить, да свекровку с ее хунтой позлить. Фактически воспользовалась ее же средством.
Впрочем, корона могла полноценно функционировать, и на Хюррем ее возложили перед всем гаремом в день, когда она стала его официальной главой. Но Валиде уже не было в живых, и победного триумфа невестки она не увидела. А корону увидела. Но династийное высокомерие и спесь не дали ей трезво оценить обстановку и осознать, что Хюррем не из-за тяжелого детства такую безделушку захотела, она реально стремилась достичь того, что не удалось самой Валиде: стать соправительницей султана... Недооценила она ее, недооценила.
Друзья, если хотите больше статей о сериале Великолепный век, не скупитесь на 👍 и комментарии. Так вы даете мне понять, какие публикации интересны моим читателям. Мало лайков = не пишу о ВВ. Всем хорошего настроения!