Как я писала в предыдущей статье, на Новой половине наследника для будущей супруги великого князя Александра Николаевича была подготовлена анфилада из семи комнат на втором этаже Зимнего дворца.
Новая половина наследника была расположена вплотную к Старой, и по завершении отделки значительная часть второго этажа юго-западного ризалита Зимнего дворца стала называться Большая половина наследника.
«Моя уборная отделена от его кабинета только библиотекой и комнатой для камердинера, - писала Мария Александровна в письме к брату. – Вход в мои комнаты весь розовый и необыкновенно приветливый».
К личным комнатам Марии Александровны относились Туалетная (она же Уборная, она же Гардеробная), Ванная, Спальня, Будуар и Большой (Малиновый) кабинет. Так как статья получилась слишком длинной, я разделила ее на две части. В первой части поговорим о Малиновом кабинете Будуаре, а во второй – об остальных комнатах.
Большой (Малиновый) кабинет
По сути, Большой, или Малиновый кабинет Марии Александровны был гостиной. Здесь цесаревна принимала гостей, устраивала семейные обеды и вечерние собрания. Кроме того, она очень любила музыку, и нередко организовывала домашние концерты.
Вот что вспоминает об этой комнате адмирал Дмитрий Сергеевич Арсеньев, воспитатель великих князей Сергея и Павла Александровичей: «…так называемый «кабинет» Ея Высочества, но в сущности гостиная, - большая, почти квадратная угловая комната. <…> В этой комнате цесаревна принимала приезжавших к ней членов царской семьи и своих гостей, а вечером в гостиной проходили интимные вечерние собрания, во время которых сначала пили чай, а потом цесаревна с приглашенными дамами слушала чтение вслух, причем она всегда занималась вязанием… Кабинетом она называлась потому, что в одном из углов стоял большой письменный стол с великолепной гарнитурой из ляпис-лазури…».
На стенах кабинета висели картины, которые часто приобретались именно для императрицы, а позже пополнили коллекцию Эрмитажа.
Напомню, что для императора Александра II Зимний дворец был родным домом и главной резиденцией, что с российскими самодержцами случалось не часто. Мария Александровна прожила в Зимнем дворце почти сорок лет, поэтому ее покои неоднократно ремонтировались и реконструировались.
Первоначальный вариант был спроектирован архитектором Александром Брюлловым.
Кабинет был самой большой и эффектной комнатой в личных покоях цесаревны. По цвету штофа, которым были обиты стены, он получил название Малиновый. На акварели Эдуарда Петровича Гау, сделанной в 40-е годы XIX века, мы видим кабинет версии Александра Брюллова.
Это, на мой взгляд, самый изящный и утонченный вариант интерьера Малинового кабинета. Хотя, возможно, прост ракурс так удачно выбран.
В 1858 году интерьер кабинета поменяли. Автором проекта стал архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер. От первоначального облика он оставил лишь малиновый цвет стен.
Я не совсем уверена, что представленная ниже акварель изображает кабинет авторства Штакеншнейдера. Возможно, это все еще вариант Брюллова, только с другого ракурса. Да и Ухтомский задает комнате совсем другое настроение: тона более глубокие, темные, теплые.
Следующая реконструкция, для которой был приглашен архитектор Эрнест Иванович Жибер, относится к 1867 году. В ходе этой переделки сводчатый потолок Брюллова вновь стал плоским, а общее убранство – более роскошным.
С тех пор отделка кабинета почти не изменилась и дошла до наших дней. Вот только обстановка совсем другая. Я бы сказала, удручающая.
В Малиновом кабинете императрица проводила большую часть дня. Как правило, если она не работала с документами, руки ее были заняты рукоделием.
Примечательно, что при жизни Марии Александровы ее покои освещались только свечами, хотя во всем дворце освещение уже было газовым. Дело в том, что у императрицы были больные легкие, и медики не рекомендовали газовое освещение для ее комнат.
Будуар
Сразу предлагаю обратить особое внимание на Будуар, потому что это один из немногих дошедших до нас интерьеров Зимнего дворца (зал 306).
Впрочем, по изначальному проекту Александра Брюллова Будуар выглядел совсем по-другому.
До нас дошло описание Будуара одной из камер-юнгфер.
«…стены и мебель крыты светло-голубым дамаскином с белыми узорами; задняя стена полукруглая и по всей стене полукруглый диван; перед ним с одного конца стояли столик и кресла, с другого – стулья и табуретики, посредине комнаты, довольно близко к дивану, - кушетка, на которой великая княгиня постоянно отдыхала. На кушетке лежал валик длиною ¾ аршина, на розовом чехле надета батистовая вышивка и обшитая кружевами наволочка: его подкладывали под спину, а маленький такой же валик клали на подушку кушетки под голову. Письменный стол стоял у стены около двери, ведущей в спальню. В противоположной стороне – камин».
Это была одна из любимых комнат Марии Александровны и всей семьи. Особенно в первые годы своего супружества, когда их счастье еще не было ничем омрачено, наследник и его супруга любили проводить здесь время, пить чай, читать книги.
Интересный момент. Мария Александровна очень любила читать, а библиотеки в ее покоях не было. Она повелела установить книжные полки на лестнице, ведущей на первый этаж, в комнаты детей, и таким образом устроила свою небольшую библиотеку.
Императрица устраивала в Будуаре поэтические вечера, на которые приглашала известных литераторов своего времени. Здесь побывали Федор Иванович Тютчев, Алексей Константинович Толстой, Петр Андреевич Вяземский. Стоит добавить, что учителем Марии Александровны был Василий Андреевич Жуковский, который и привил ей любовь к русской словесности и истории. Напомню, что Жуковский также много лет был наставником цесаревича Александра Николаевича.
Будуар иногда называли Малым кабинетом (а Малиновый кабинет – Большим).
Вот как определяет будуар Елена Келлер в книге «Светская жизнь в интерьерах столичных особняков»:
«Французское слово «boudoir» означает дамскую рабочую комнату или дамский кабинет.
Этот зал принадлежал хозяйке <…>, поэтому интерьер отличался особым изяществом: элегантный секретер с множеством ящичков и отделений, где хранились письма, дневники, ювелирные украшения; рабочий столик для вышивания с мешочком для ниток под столешницей; миниатюрные семейные портреты и памятные вещи, пробуждающие сентиментальные воспоминания <…>; небольшие диваны, козетки, уютные кресла и скамеечки для ног».
Как видим, это определение вполне соответствует назначению Будуара Марии Александровны.
Как и другие комнаты императрицы, будуар украшали картины, которые приносили из Эрмитажа, а потом заменяли другими.
В начале 1850-х годов императрица решила изменить облик своих покоев, и, в отличие от остальных комнат, Будуар был переделан кардинально. Настолько кардинально, что полностью изменился его дух и настроение.
Элегантная сдержанность сменилась экспрессией, яркостью и бьющей в глаза роскошью. Работу над интерьером выполнил признанный мастер неорококо архитектор Геральд Андреевич Боссе.
Холодную сине-голубую гамму сменил сочный гранатовый цвет.
Стены были оформлены широкими и узкими панно, затянутыми яркой узорчатой брокателью и обрамлённые золочеными рамами с затейливым орнаментом. Семь разного размера зеркал дополняют убранство будуара, расширяя пространство и усиливая впечатление от затейливой пышности интерьера.
На месте строгой полуциркульной ниши архитектор создал прямоугольный, с приподнятым на одну ступеньку полом, альков. Сложной формы арка, поддерживаемая двумя кариатидами и ограниченная узорчатой золоченой решеткой, придала интерьеру глубину и некую театральность.
Цилиндрический свод Боссе заменил плоским потолком. Он был украшен по периметру фигурками путти и богато декорирован золочёными узорами. Такие же витиеватые узоры обрамляли большое зеркало, размещенное посередине потолка.
Убранство интерьера составляла многочисленная резная золоченая мебель в стиле рококо, обитая узорчатой тканью в цвет стен.
Для того чтобы в этой довольно небольшой комнате освободить место для мебели, камин с внутренней стены был перенесен на фасадную. Для этого потребовалось личное разрешение императора Николая I и заключение специальной комиссии, ведь к тому времени существовал запрет на проведение в Зимнем дворце новых дымовых труб.
До сих пор этот камин, расположенный в простенке между окнами, остается единственным отопительным устройством в Зимнем дворце, расположенным на наружной стене здания.
Напомню, что в настоящее время Будуар – одна из немногих дошедших до нашего времени комнат Зимнего дворца XIX века, в которых протекала частная жизнь членов императорской семьи.
В 1960-е годы обветшавшая драпировка стен была заменена. Новая ткань создавалась по традиционной технологии. На одной из стен оставили фрагмент подлинной брокатели, изготовленной в середине XIX века на фабрике Картье во Франции.
Сохранился лепной золоченый декор, скульптурное убранство и десюдепорты над дверями с изображениями богини Венеры.
В статье использованы материалы из следующих источников:
- И.В. Зимин. «Зимний дворец. Люди и стены. История императорской резиденции. 1762-1917»;
- Е.Э. Келлер. «Светская жизнь в интерьерах столичных особняков»;
- Каталог выставки «От Николая I до Николая II. Эпоха историзма в России»;
- Официальный сайт Государственного Эрмитажа;
- Сайт Citywalls;
- Википедия.
Почитайте и другие статьи на моем канале:
«Портреты интерьеров». Как императоры и аристократы сохраняли для истории убранство своих дворцов
Зимний дворец. История в акварелях. Что такое Запасные половины
Зимний дворец. История в акварелях. Личные апартаменты императора Александра II
Зимний дворец. История в акварелях. Апартаменты императрицы Марии Александровны. Парадные залы