Найти тему
Aristologia

Зимний дворец. История в акварелях. Апартаменты императрицы Марии Александровны. Парадные залы

Оглавление

Как я уже писала в статье о личных апартаментах императора Александра II, в 1838 году он, еще будучи цесаревичем, отправился в путешествие по Европе. Основной целью поездки был поиск невесты.

Невеста по традиции нашлась в германских землях, на сей раз в Дармштадте. По воспоминаниям сестры императора великой княжны Ольги Николаевны, встреча цесаревича с будущей женой произошла в марте 1839 года. К тому времени он уже устал от долгих поисков невесты и на предложение познакомиться с еще одной принцессой из Дармштадта ответил: «С меня довольно – все они скучные и безвкусные». Однако встреча состоялась, и вместо двух часов, которые были намечены, молодой наследник российского престола пробыл во дворце короля Людвига II Гессенского два дня. Юная четырнадцатилетняя Маскимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская покорила его сердце: «…она не была бездушной куклой, как другие, не жеманилась и не хотела нравиться».

Портрет цесаревича Александра Николаевича и цесаревны Марии Александровны
Портрет цесаревича Александра Николаевича и цесаревны Марии Александровны

Бракосочетание состоялось 16 апреля 1841 года в Большой церкви Зимнего дворца.

К этому времени уже была готова Новая половина наследника, автором которой стал архитектор Александр Павлович Брюллов. Как мы помним, именно он вместе с Василием Петровичем Стасовым занимался работой по восстановлению Зимнего дворца после пожара. Стасов восстанавливал парадные залы, а Брюллов отвечал за личные апартаменты.

Для будущей великой княгини была подготовлена анфилада комнат на втором этаже Зимнего дворца. Вначале их было семь – Туалетная, Ванная, Спальня, Будуар, Большой кабинет, Золотая гостиная и Белый зал. Позже, в середине 1850-х годов, добавится Зеленая столовая за авторством архитектора Штакеншнейдера.

В сводах Зимнего дворца Брюллов пробил «Собственную Ея Императорского Высочества» лестницу. Она выходила к альковной стене Спальни и через первый этаж вела к подъезду на Дворцовой площади, который стали называть «Собственным Ея Величества подъездом».

Парадную часть Новой половины наследника составили Золотая гостиная и Белый зал, занимавший два этажа – второй и третий. На них мы и остановимся в сегодняшней статье.

Добавлю, что столовой на половине цесаревны не было, и столы накрывали либо в этих залах, либо в Кабинете.

Белый зал

Луиджи Премацци. Белый зал Зимнего дворца
Луиджи Премацци. Белый зал Зимнего дворца

Белый зал был создан Брюлловым на месте трех гостиных. Огромный двусветный, то есть занимавший два этажа, парадный зал использовался для торжественных мероприятий.

Это был самый эффектный и пышный интерьер на половине наследника. Вдохновленный древнеримской архитектурой, он воплощал роскошь и утонченность, сочетая богатство декора с элегантной лаконичностью цветового решения.

Цилиндрический свод зала щедро покрыт лепным орнаментом. На антаблементе, который поддерживают колонны и пилястры, стоят четыре фигуры – аллегории искусств. В центре зала помещены барельефы, изображающие богов Диану и Аполлона, Юнону и Юпитера, Цереру и Меркурия, Весту и Нептуна.

Лепной фриз наполнен фигурками путти, олицетворяющими программу правления будущего императора: они заняты сельским трудом, охотой, военным делом, искусством.

Два ряда окон вкупе с объемным арочным сводом расширяют пространство и придают залу одновременно величественность и легкость. Белоснежность стен и потолка подчеркивают цветовые акценты – люстры золоченой бронзы, камин темного мрамора, двери красного дерева, обитая красной тканью мебель.

В зале были установлены позолоченные бронзовые бра-консоли, спасенные во время пожара 1837 года, которые ранее украшали Овальный зал императрицы Марии Федоровны.

Наборной паркет из ценных пород дерева придает тепла строгому убранству зала.

В настоящее время в Белом зале экспонируются произведения искусства Франции второй половины XVIII века.

Золотая гостиная

Александр Христофорович Кольб. Золотая гостиная Зимнего дворца
Александр Христофорович Кольб. Золотая гостиная Зимнего дворца

Золотая гостиная считается одним их самых роскошных залов Зимнего дворца. Золото здесь бьет в глаза и сбивает с ног.

В описи 1841 года о гостиной написано: «Стены и карниз из фальшивого мрамора с орнаментом сплошь вызолоченные, панель фальшивого мрамора, окрашенная масленою краскою по лапис-лазури, с вызолоченными в филенках рамками. Свод и падуги с лепными вызолоченными украшениями, а между ними с побелкою».

Первоначальный проект Брюллова предполагал расчленить стены парными колоннами, а пространство между ними затянуть тканью.

Первоначальный проект А.П. Брюллова
Первоначальный проект А.П. Брюллова

Однако император Николай I, который принимал самое активное участие в обустройстве Новой половины наследника, пожелал оформить Гостиную по образцу Тронного зала резиденции курфюрстов в Мюнхене. Об этом упоминает цесаревна Мария Александровна в письме к брату Карлу, описывая свои новые апартаменты: «…большая золотая гостиная по образцу тронного зала баварских королей».

Тронный зал резиденции королей Баварии в Мюнхене. Архитектор Лео фон Кленце
Тронный зал резиденции королей Баварии в Мюнхене. Архитектор Лео фон Кленце

Брюллов воспроизвел ключевые черты оригинала – тонкий орнамент и сплошное золочение стен, невысокую панель с росписью под лазурит. При этом, в отличие от Мюнхенского зала, Золотая гостиная перекрыта коробовым сводом с треугольными распалубками и обильной позолоченной лепниной. Эти приемы явно отсылают к архитектуре старой Москвы, что соответствует модному течению историзма и в то же время возвращает к корням. Чуть позже это увлечение всем исконно русским проявится в балах-маскарадах в русских костюмах.

Распалубка – часть свода, образованная пересечением двух взаимно перпендикулярных цилиндрических поверхностей.
Коробовый свод – разновидность цилиндрического свода. Отличается от него тем, что образует в поперечном сечении не простую дугу, в трёхцентровую или многоцентровую коробовую кривую.

В Золотой гостиной находится один из самых интересных и сложных каминов Зимнего дворца. Мраморный камин с яшмовыми колоннами украшен барельефом во фризе и мозаичной картиной с изображением античных храмов Пестума.

Золотая гостиная в наши дни
Золотая гостиная в наши дни

Роскошь убранства дополняют вызолоченные двери и паркет из ценных пород дерева.

В 1850 году по рисункам архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера были созданы новые занавеси, карнизы и мебельный гарнитур, обитый брокателью. В 60-е годы 20 века при реставрации ткань была заменена на голубую.

Брокатель – смесовая ткань, одним из обязательных компонентов которой является шелк, другим – хлопок или шерсть. Для ткани характерны крупные цветочные узоры, вытканные золотистыми или серебристыми нитями.

Золотая гостиная была многофункциональным помещением. Я уже упоминала, что иногда ее использовали как столовую. Кроме того, она была парадным салоном императрицы Марии Александровны и танцевальным залом.

Стоит отметить, что золочение стен гостиной стало самым серьезным интерьерным проектом в Зимнем дворце за все время царствования Александра II, потому что император предпочитал вкладывать деньги в совершенствование инженерной инфраструктуры своей резиденции.

В настоящее время это зал №304 Зимнего дворца. Здесь представлена экспозиция «Судьба одной коллекции. 500 резных камней из кабинета герцога Орлеанского».

Зеленая столовая

Луиджи Премацци. Зеленая столовая Зимнего дворца
Луиджи Премацци. Зеленая столовая Зимнего дворца

Честно говоря, когда я собирала материал для этой статьи, мне стало прямо обидно за Зеленую столовую, настолько мало о ней информации. А она мне так нравится! Да, это стиль рококо (точнее, историзм, учитывая время ее создания), который может быть довольно вычурным, но насколько же она воздушная, легкая и изысканная!

Зеленая столовая появилась позже остальных комнат, уже в 1850 году. Ее создал архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер, основываясь на чертежах Бюллова. До этого реализация проекта откладывалась из-за отсутствия денег.

Столовая совсем небольшая, камерная.

Она была создана на месте внутренней лестницы юго-западного ризалита, поэтому окон в ней нет. Вместо них Штакеншнейдер создал стеклянный потолок. На крыше был установлен фонарь, но до наших дней он не сохранился.

Украшения на стенах сделаны из папье-маше, между ними помещены резные бра. Декор был исполнен по рисункам А.И. Штакеншнейдера Давидом Ивановичем Иенсеном. На камине – изделия из бронзы работы петербургского мастера Шопена.

Сейчас это зал №308 Зимнего дворца, и здесь выставлена коллекция западноевропейских резных камней.

Собственный ее Величества подъезд

Разумеется, подъезд нельзя отнести к парадным залам, но я специально оставила его в этой части статьи, чтобы в следующей мы уже не выходили из личных комнат императрицы.

И здесь же напишу пару слов о подъездах Зимнего дворца.

Разумеется, такое огромное здание, как Зимний дворец, не могло иметь только один вход. Количество подъездов и тамбуров в разные времена менялось: одни закладывались, другие появлялись в соответствии с нуждами императорской фамилии и исходя из текущей целесообразности.

В XIX веке у Зимнего дворца было семь подъездов – «Салтыковский», «Собственный», «Иорданский», «Детский», «Министерский», «Комендантский» и «Ея Величества». У каждого из них было свое собственное предназначение и пользоваться ими могли люди только определенного статуса. Перед проведением любого крупного мероприятия в Зимнем дворце составлялся специальный документ, в котором было расписано, каким подъездом должен воспользоваться тот или иной приглашенный. Эта информация обязательно указывалась и в приглашении.

К.А. Ухтомский. Собственный подъезд на половине императрицы Марии Александровны
К.А. Ухтомский. Собственный подъезд на половине императрицы Марии Александровны

Для удобства Марии Александровны архитектор Брюллов сделал дополнительную лестницу, по которой можно было попасть из спальни в подъезд, выходящий на Дворцовую площадь. Эту лестницу и подъезд стали называть «Собственная Ея Императорского Величества лестница» и «Собственный Ея Императорского Величества подъезд».

К.А. Ухтомский. Собственный подъезд на половине императрицы Марии Александровны.
К.А. Ухтомский. Собственный подъезд на половине императрицы Марии Александровны.

После революционных событий 1917 года лестница получила название «Октябрьская», потому что именно через нее большевики проникли в Зимний дворец.

Почитайте и другие статьи на моем канале:

«Портреты интерьеров». Как императоры и аристократы сохраняли для истории убранство своих дворцов

Залы и галереи Зимнего дворца в акварелях Эдуарда Гау

Почему Париж разочаровывает

Зимний дворец. История в акварелях. Что такое Запасные половины

Зимний дворец. История в акварелях. Апартаменты великой княжны Марии Николаевны и герцога Максимилиана Лейхтенбергского

Рубрикатор канала