Как я уже писала в статье о личных апартаментах императора Александра II, в 1838 году он, еще будучи цесаревичем, отправился в путешествие по Европе. Основной целью поездки был поиск невесты.
Невеста по традиции нашлась в германских землях, на сей раз в Дармштадте. По воспоминаниям сестры императора великой княжны Ольги Николаевны, встреча цесаревича с будущей женой произошла в марте 1839 года. К тому времени он уже устал от долгих поисков невесты и на предложение познакомиться с еще одной принцессой из Дармштадта ответил: «С меня довольно – все они скучные и безвкусные». Однако встреча состоялась, и вместо двух часов, которые были намечены, молодой наследник российского престола пробыл во дворце короля Людвига II Гессенского два дня. Юная четырнадцатилетняя Маскимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская покорила его сердце: «…она не была бездушной куклой, как другие, не жеманилась и не хотела нравиться».
Бракосочетание состоялось 16 апреля 1841 года в Большой церкви Зимнего дворца.
К этому времени уже была готова Новая половина наследника, автором которой стал архитектор Александр Павлович Брюллов. Как мы помним, именно он вместе с Василием Петровичем Стасовым занимался работой по восстановлению Зимнего дворца после пожара. Стасов восстанавливал парадные залы, а Брюллов отвечал за личные апартаменты.
Для будущей великой княгини была подготовлена анфилада комнат на втором этаже Зимнего дворца. Вначале их было семь – Туалетная, Ванная, Спальня, Будуар, Большой кабинет, Золотая гостиная и Белый зал. Позже, в середине 1850-х годов, добавится Зеленая столовая за авторством архитектора Штакеншнейдера.
В сводах Зимнего дворца Брюллов пробил «Собственную Ея Императорского Высочества» лестницу. Она выходила к альковной стене Спальни и через первый этаж вела к подъезду на Дворцовой площади, который стали называть «Собственным Ея Величества подъездом».
Парадную часть Новой половины наследника составили Золотая гостиная и Белый зал, занимавший два этажа – второй и третий. На них мы и остановимся в сегодняшней статье.
Добавлю, что столовой на половине цесаревны не было, и столы накрывали либо в этих залах, либо в Кабинете.
Белый зал
Белый зал был создан Брюлловым на месте трех гостиных. Огромный двусветный, то есть занимавший два этажа, парадный зал использовался для торжественных мероприятий.
Это был самый эффектный и пышный интерьер на половине наследника. Вдохновленный древнеримской архитектурой, он воплощал роскошь и утонченность, сочетая богатство декора с элегантной лаконичностью цветового решения.
Цилиндрический свод зала щедро покрыт лепным орнаментом. На антаблементе, который поддерживают колонны и пилястры, стоят четыре фигуры – аллегории искусств. В центре зала помещены барельефы, изображающие богов Диану и Аполлона, Юнону и Юпитера, Цереру и Меркурия, Весту и Нептуна.
Лепной фриз наполнен фигурками путти, олицетворяющими программу правления будущего императора: они заняты сельским трудом, охотой, военным делом, искусством.
Два ряда окон вкупе с объемным арочным сводом расширяют пространство и придают залу одновременно величественность и легкость. Белоснежность стен и потолка подчеркивают цветовые акценты – люстры золоченой бронзы, камин темного мрамора, двери красного дерева, обитая красной тканью мебель.
В зале были установлены позолоченные бронзовые бра-консоли, спасенные во время пожара 1837 года, которые ранее украшали Овальный зал императрицы Марии Федоровны.
Наборной паркет из ценных пород дерева придает тепла строгому убранству зала.
В настоящее время в Белом зале экспонируются произведения искусства Франции второй половины XVIII века.
Золотая гостиная
Золотая гостиная считается одним их самых роскошных залов Зимнего дворца. Золото здесь бьет в глаза и сбивает с ног.
В описи 1841 года о гостиной написано: «Стены и карниз из фальшивого мрамора с орнаментом сплошь вызолоченные, панель фальшивого мрамора, окрашенная масленою краскою по лапис-лазури, с вызолоченными в филенках рамками. Свод и падуги с лепными вызолоченными украшениями, а между ними с побелкою».
Первоначальный проект Брюллова предполагал расчленить стены парными колоннами, а пространство между ними затянуть тканью.
Однако император Николай I, который принимал самое активное участие в обустройстве Новой половины наследника, пожелал оформить Гостиную по образцу Тронного зала резиденции курфюрстов в Мюнхене. Об этом упоминает цесаревна Мария Александровна в письме к брату Карлу, описывая свои новые апартаменты: «…большая золотая гостиная по образцу тронного зала баварских королей».
Брюллов воспроизвел ключевые черты оригинала – тонкий орнамент и сплошное золочение стен, невысокую панель с росписью под лазурит. При этом, в отличие от Мюнхенского зала, Золотая гостиная перекрыта коробовым сводом с треугольными распалубками и обильной позолоченной лепниной. Эти приемы явно отсылают к архитектуре старой Москвы, что соответствует модному течению историзма и в то же время возвращает к корням. Чуть позже это увлечение всем исконно русским проявится в балах-маскарадах в русских костюмах.
Распалубка – часть свода, образованная пересечением двух взаимно перпендикулярных цилиндрических поверхностей.
Коробовый свод – разновидность цилиндрического свода. Отличается от него тем, что образует в поперечном сечении не простую дугу, в трёхцентровую или многоцентровую коробовую кривую.
В Золотой гостиной находится один из самых интересных и сложных каминов Зимнего дворца. Мраморный камин с яшмовыми колоннами украшен барельефом во фризе и мозаичной картиной с изображением античных храмов Пестума.
Роскошь убранства дополняют вызолоченные двери и паркет из ценных пород дерева.
В 1850 году по рисункам архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера были созданы новые занавеси, карнизы и мебельный гарнитур, обитый брокателью. В 60-е годы 20 века при реставрации ткань была заменена на голубую.
Брокатель – смесовая ткань, одним из обязательных компонентов которой является шелк, другим – хлопок или шерсть. Для ткани характерны крупные цветочные узоры, вытканные золотистыми или серебристыми нитями.
Золотая гостиная была многофункциональным помещением. Я уже упоминала, что иногда ее использовали как столовую. Кроме того, она была парадным салоном императрицы Марии Александровны и танцевальным залом.
Стоит отметить, что золочение стен гостиной стало самым серьезным интерьерным проектом в Зимнем дворце за все время царствования Александра II, потому что император предпочитал вкладывать деньги в совершенствование инженерной инфраструктуры своей резиденции.
В настоящее время это зал №304 Зимнего дворца. Здесь представлена экспозиция «Судьба одной коллекции. 500 резных камней из кабинета герцога Орлеанского».
Зеленая столовая
Честно говоря, когда я собирала материал для этой статьи, мне стало прямо обидно за Зеленую столовую, настолько мало о ней информации. А она мне так нравится! Да, это стиль рококо (точнее, историзм, учитывая время ее создания), который может быть довольно вычурным, но насколько же она воздушная, легкая и изысканная!
Зеленая столовая появилась позже остальных комнат, уже в 1850 году. Ее создал архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер, основываясь на чертежах Бюллова. До этого реализация проекта откладывалась из-за отсутствия денег.
Столовая совсем небольшая, камерная.
Она была создана на месте внутренней лестницы юго-западного ризалита, поэтому окон в ней нет. Вместо них Штакеншнейдер создал стеклянный потолок. На крыше был установлен фонарь, но до наших дней он не сохранился.
Украшения на стенах сделаны из папье-маше, между ними помещены резные бра. Декор был исполнен по рисункам А.И. Штакеншнейдера Давидом Ивановичем Иенсеном. На камине – изделия из бронзы работы петербургского мастера Шопена.
Сейчас это зал №308 Зимнего дворца, и здесь выставлена коллекция западноевропейских резных камней.
Собственный ее Величества подъезд
Разумеется, подъезд нельзя отнести к парадным залам, но я специально оставила его в этой части статьи, чтобы в следующей мы уже не выходили из личных комнат императрицы.
И здесь же напишу пару слов о подъездах Зимнего дворца.
Разумеется, такое огромное здание, как Зимний дворец, не могло иметь только один вход. Количество подъездов и тамбуров в разные времена менялось: одни закладывались, другие появлялись в соответствии с нуждами императорской фамилии и исходя из текущей целесообразности.
В XIX веке у Зимнего дворца было семь подъездов – «Салтыковский», «Собственный», «Иорданский», «Детский», «Министерский», «Комендантский» и «Ея Величества». У каждого из них было свое собственное предназначение и пользоваться ими могли люди только определенного статуса. Перед проведением любого крупного мероприятия в Зимнем дворце составлялся специальный документ, в котором было расписано, каким подъездом должен воспользоваться тот или иной приглашенный. Эта информация обязательно указывалась и в приглашении.
Для удобства Марии Александровны архитектор Брюллов сделал дополнительную лестницу, по которой можно было попасть из спальни в подъезд, выходящий на Дворцовую площадь. Эту лестницу и подъезд стали называть «Собственная Ея Императорского Величества лестница» и «Собственный Ея Императорского Величества подъезд».
После революционных событий 1917 года лестница получила название «Октябрьская», потому что именно через нее большевики проникли в Зимний дворец.
Почитайте и другие статьи на моем канале:
«Портреты интерьеров». Как императоры и аристократы сохраняли для истории убранство своих дворцов
Залы и галереи Зимнего дворца в акварелях Эдуарда Гау
Зимний дворец. История в акварелях. Что такое Запасные половины