Статья w3rw01f из архива Navygaming, №3(7)/2014.
Крейсеростроение в американском флоте за время его существования испытывало и взлеты, и падения. Исторически фрегаты стали первыми боевыми кораблями только что получившей независимость республики – это были 44-х пушечные так называемые «дубовые фрегаты» «Юнайтед Стейтс», «Конститьюшн», «Констеллейшн». В дальнейшем американцы, не уделяя нисколько внимания созданию линейных кораблей, продолжали совершенствовать тип крупного фрегата, последовательно дойдя до таких гигантов, как «Мерримак» (будущий знаменитый броненосец Конфедерации изначально был деревянным фрегатом) и «Ниагара». Одновременно развивались и меньшие корабли – корветы и шлюпы. Всю мощь крейсеров продемонстрировали в Гражданской войне знаменитые рейдеры Конфедерации: «Атланта», «Флорида», «Самтер», «Алабама». С другой стороны, крейсеры северян вполне успешно осуществляли блокаду южных портов, сделали невозможным заокеанскую торговлю Конфедерации и в немалой степени способствовали ее поражению в Гражданской войне.
После кораблестроительного всплеска, связанного с Гражданской войной и попыток потягаться с самой Британией (крейсеры типа «Вампаноа») ситуация кардинально изменилась, и флот США впал в длительную кораблестроительную «спячку». В результате из примерно 150 боевых кораблей США к 1885 году в море могла выйти в лучшем случае треть, при этом ни один корабль не мог бы продержаться в крейсерстве неделю (из доклада морского министра М. Уитни). Однако ситуация менялась: накопив достаточный промышленный и экономический потенциал, освоив запад страны, правящие круги Америки обратили внимание на заокеанские территории, захват и удержание которых был немыслим без сильного флота, в том числе крейсерского.
Обновление американского флота началось именно с крейсеров: однотипных «Бостона» и «Атланты» (1884 г., 3189 т, 2x203-мм, 6x152-мм, 13,8-15,6 уз.) и большего по размеру «Чикаго» (1885 г., 4500 т., 4x203-мм, 6x152-мм, 14 уз). Все эти корабли отличал ряд чисто американских черт: высокий надводный борт, мощное вооружение и малая скорость хода. Создавая свой тип крейсера, американцы переходили от вполне современно выглядевших, безрангоутных, с орудиями в палубных установках «Балтимора» и «Филадельфии» (1888 г., 4415 т., 4х203-мм, 6х152-мм., 19,6 уз.) к архаичным рангоутным «Сан-Франциско» и «Нью-Арку» (1890 г., 4083 т., 12х152-мм, 18-20,4 уз.).
К середине 90-х годов XIX века американцы эмпирическим путем (практический и, тем более, боевой опыт отсутствовал) выработали свою концепцию развития флота. Его основу должны были составлять тяжело бронированные, хорошо (с американской точки зрения) вооруженные и нескоростные линейные корабли – по только что введенной классификации - ВВ (Battleship). Линкоры являлись основой флота, и их строили в как можно больших количествах. Крейсеры в этом «линкорном флоте» играли явно вспомогательную, хотя и все более растущую роль. Многочисленной разновидностью являлись бронепалубные крейсеры 3 класса, обозначенные как C (Cruiser).
Они предназначались для представления американских интересов сначала в относительно близких географически странах Латинской Америки, а затем все дальше и дальше в Тихом океане (Гаваи, Самоа). К этим кораблям относились 3 единицы типа «Детройт» (1893 г., 2240 т., 9х127-мм, 17 уз.), два корабля типа «Цинциннати» (1894 г., 3340 т., 10х127-мм, 19 уз.), еще шесть типа «Денвер» (1904 г., 3500 т., 10х127-мм, 16,5 уз.), чьими ближайшими родственниками являлись американские же крупные канонерки («Аннаполис», «Уилмингтон»).
Прочие бронепалубные крейсеры, также обозначенные индексом С, представляли собой «флот образцов», и какой-то четкой политики в их строительстве проследить нельзя. К ним относятся весьма совершенная для своего времени, но одиночная «Олимпия» (1895 г., 5865 т., 4х203-мм, 10х127-мм, 20 уз.) – будущий флагман Дьюи в бою в Манильской бухте; более чем странные «уничтожители торговли» «Коламбия» и «Миннеаполис» (1894 г., 8300 т., 1х203-мм, 2х152-мм, 8х102-мм, 21 уз.) и доставшиеся по случаю (перекупленные у Бразилии) «армстронговские» «Нью-Орлеанс» и «Олбани» (1898 г., 4000 т, 6х152-мм, 20 уз.).
При создании первых американских броненосных крейсеров ACR (Armoured cruiser) американцы также шли по пути создания опытных образцов с постепенно улучшающимися характеристиками. Первый представитель это класса – печально известный «Мэн» – трудно считать крейсером вообще: это был просто броненосец, более слабый, чем одновременно строившийся «Техас», а потому ставший броненосным крейсером. Последующие «Нью-Йорк» (1893 г., 8200 т., 6х203-мм, 12х102-мм, 20 уз.) и «Бруклин» (1896 г., 9215 т., 8х203-мм, 12х127-мм, 20 уз.) являлись уже вполне типичными броненосными крейсерами, хотя и с американской спецификой (крупные размеры, высокий борт, мощный главный калибр, слабый средний калибр, относительно малая площадь бронирования). Далее в постройке кораблей данного класса последовала почти 10-летняя пауза, прервавшаяся только после русско-японской войны, и это несмотря на то, что в сражении у Сант-Яго «Бруклин» продемонстрировал свои лучшие качества.
Однако стимулом для массовой постройки кораблей этого класса в США стало использование броненосных крейсеров японцами в одной линии с линейными кораблями. Хотя это было вызвано не гениальными тактическими соображениями японцев, а банальной нехваткой броненосцев (которых осталось всего 4), прекрасные японские броненосные крейсера сыграли свою роль так хорошо, что постройка равного количества линкоров и крупных крейсеров надолго (вплоть до свертывания программы «8-8») стала основой кораблестроительных программ Японии.
Пример японцев в данном случае оказался заразительным, и американцы приступили к серийной постройке броненосных крейсеров с аналогичными тактическими целями. Американская специфика броненосного крейсера выразилась в гигантских размерах этих кораблей, несопоставимых с их вооружением и бронированием. В строй вступают шесть огромных броненосных крейсеров типа «Пенсильвания» (1905 г., 15150 т.,4х203-мм, 14х152-мм, 22 уз.), затем 4 еще больших корабля типа «Теннесси» (1906 г., 15900 т., 2х254-мм, 16х152-мм, 22 уз.) и 3 меньших типа «Сент-Луис» (1906 г., 10 850 т, 14х152-мм, 22 уз.). Последние нередко относят к легким крейсерам, что, конечно же, неверно.
Легкие крейсеры водоизмещением в 10000 тонн появились ближе ко Второй мировой войне, да и то у тех же американцев (но это уже другая история). По сути, «Сент-Луисы» – это уменьшенные «Пенсильвании», близкие к британским броненосным крейсерам типа «Каунти».
Таким образом, в американском флоте к 1905-1906 годам произошел явный разрыв между современными на тот момент большими и мощными броненосными крейсерами и устаревшими или откровенно слабыми малыми бронепалубными представителями данного класса. Аналогичный разрыв и явная диспропорция имелась во флоте Франции, немногим лучше дела обстояли у японцев.
Столкнувшиеся с аналогичной проблемой англичане пришли к выводу, что в их флоте отсутствуют современные корабли для выполнения ближней разведки при эскадре и вождения в атаку крупных эскадренных миноносцев. Увеличившиеся (начиная с типа «Ривер») размеры эсминцев привели к тому, что лидировать их должны были уже крейсеры. Для этих целей одинаково не годились и новые броненосные, и старые бронепалубные крейсеры. Так родились немногочисленные (15 кораблей, построенных для Англии, 3 – для Италии, 2 – для Бразилии и три американских) крейсеры- скауты. Они отличались малыми размерами, слабым вооружением, практически отсутствовавшим бронированием и неплохой скоростью хода (впрочем, быстро ставшей недостаточной).
Для справки: В США эти три "передовых" крейсера были названы "Честер", "Бирмингем" и "Салем".
В парадигме развития крейсеростроения США для будущих скаутов места не было. Создание крейсеров скаутского типа не диктовалось ни американскими теориями морского сражения, ни потребностями флота. В отличие от англичан, предполагавших вести бои с участием скаутов в Канале и Северном море, флот США от его противников отделяли океаны: Атлантический, где базировались основные силы флота, и Тихий.
Также американцы не имели в достаточных количествах мореходные эсминцы, которые скаутам нужно было бы лидировать. К последним можно отнести разве что шестнадцать 480-тонных единиц типа «Бейнбридж» и четыре еще меньших «Фаррагута».
И все таки, американцы смогли создать проект легкого крейсера типа "Честер", и более того - построить три единицы по этому проекту. ДА, конечно, его тактико-технические характеристики были далеко от совершенства. Но при оценке проекта крейсера «Честер» в целом, нужно учитывать, что он был, в первую очередь, экспериментальным кораблем, платформой для определения оптимального типа двигателя, для выбора оптимального состава артиллерии, и лишь потом – крейсером, которому возможно пришлось бы принять участие в бою. От таких американских «шедевров», как «Везувиус» или «Катадин», он отличается лишь общей адекватностью проекта. И если британские скауты слились с более крупными крейсерами типа «Таун» в «легкие крейсеры для Северного моря», то «Честер» и его систершипы так и остались нежизнеспособной ветвью. Следующие американские представители класса легких крейсеров – тип «Омаха» – не имели с ними ничего общего. Соответственно, ответ на вопрос, который мы вынесли в заголовок пусть читатель для себя найдет сам.
Статья w3rw01f из архива Navygaming, №3(7)/2014.
Источники: Справочник «ВМС США и стран Латинской Америки 1914-1918»/Морская коллекция № 5/1996., под редакцией С.А. Балакина; «ВМС Великобритании 1914-1918» (Морская коллекция № 4/1995)., под редакцией С.А. Балакина; Каторин, Ю.Ф. Крейсеры. Часть I / Ю.Ф.Каторин.- СПб.: Галея-Принт, 2008.- 128 с.; Кофман В.Л. ВМС США и стран Латинской Америки 1914- 1918. Справочник по корабельному составу / В. Л. Кофман //- Морская коллекция, № 5 (11)- 1996. - 32 с.; Ненахов, Ю.Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910/ Ю.Ю.Ненахов.- М.:АСТ, Мн.:Харвест, 2006. – 464 с.; Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1906—1921. -London: Conway Maritime Press; материалы сети интернет.
Интересно, а кто нибудь из вас, уважаемые читатели, играл на этом корабле в игре? И как вы его оценили? Поделитесь впечатлениями, хотя реакция и оценка игрового корабля вполне очевидна...
Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь, кнопка ниже; впереди еще много новинок.