Предлагаю сегодня немного отойти от серьезных вопросов и посвятить несколько минут замечательной советской радистке-разведчице Евдокии Афанасьевне Мухиной. Ветеран ВОВ и автор военных мемуаров, она жива по сей день (не встречала информации о ее смерти) и, как мне кажется ,несправедливо забыта. Мне очень хочется поделиться с вами началом удивительной истории разведчицы и рассказать о том, как она, будучи совсем девчонкой, смогла попасть на фронт, и почему ей так туда хотелось.
Предисловие
В 1941 году Евдокии Афанасьевне (Мельниковой) Мухиной не было и восемнадцати лет. Семья храброй девочки проживала близь Сухуми в селе Ачадара. Кроме престарелых мамы и отца у Евдокии было две сестры – Мотя и Вера. Старшая Мотя ушла на фронт, а тринадцатилетняя Вера взяла на себя все обязательства по дому. Она работала в саду, убиралась, намывала посуду, стояла в очередях за продуктами. Одним словом, для четырехлетнего ребенка она была на удивление ответственна и трудолюбива. Дети войны взрослели быстро. А чем же занималась в это время Евдокия?
Нашу героиню довольно часто можно было встретить в сухумском военкомате, до которого она 10 километров шлепала пешком по разъезженной дороге. Будущая разведчица ходила туда дважды в неделю, испрашивая разрешение отправиться на фронт. Она настолько надоела военкоматским, что те просто отмахивались от нее и выпроваживали за дверь. Но Евдокия стояла на своём и в скором времени намеревалась «дожать» военкома.
Что вдохновляло юную Евдокию
В своих мемуарах Евдокия Мухина вспоминает, как, сидя в родительском доме, размышляла о войне. Где-то там полыхали пожарища, рвались снаряды, фашисты наступали на Харьков и Ростов, Киев уже пал. Девочка страдала от одной только мысли о наступающих фашистах, в ее душе закипела ненависть, и чувство вины душило за то, что она бездействует в то время, как Родина находится в опасности. Евдокия всеми силами стремится попасть на передовую, чтобы помогать и быть полезной своей стране.
Военкомат
В какой уже по счету раз подбежав к сухумскому военкомату, Евдокия запрыгнула на кирпичный выступ, зацепилась за железный карниз и украдкой заглянула в окно.
- А ну слазь! Ишь, мелочь пузатая, нашла, где лазить, - цыкнул на нее караульный.
Будущая разведчица послушно слезла, но не потому, что испугалась. Просто все, что было нужно, она уже увидела – военком сидел у себя. Евдокия прошмыгнула мимо караульного в кабинет. Военком, вместо того, чтобы как обычно выпроводить надоеду, вдруг улыбнулся. «Вот те раз, - подумала девушка, - неужели не выгонит?» А он будто только ее и ждал, смотрел, да улыбался:
- Ну, здравствуй, здравствуй, Петушок. Куда же мне тебя, Мельникова, определить?
Евдокия от таких слов вытянулась по стойке «смирно», лицо серьезное сделала и потребовала отправить ее немедля на фронт! А куда ж еще-то, не за рыбой же.
Беседа военкома
Военком шутку принял и сам пошутил, но на фронт девчушку не пустил. Он предложил ей поступить в специальную школу и выучиться на радистку. Пообещал, что все взаправду будет. И казарма, и форма, и режим. Как только Евдокия пройдет обучение, ее тут же отправят на фронт. Военком хоть и был ласков с Евдокией, а правду не скрывал, о тяжелой фронтовой жизни не утаил.
Он несколько раз повторил юной героине, что радисты-разведчики – это крайне опасно. Тут и постоянные прыжки с парашютом, забросы в тыл врага, где нет тебе ни помощи, ни друга. Жалко было военкому отправлять девчонку на столь опасное дело, но Евдокия так горячо желала попасть на фронт, что отказать ей он не смог. На следующий день Евдокия (Мельникова) Мухина прибыла в военкомат с документами, и началась ее военная карьера, полная опасностей и приключений.
Информация взята из мемуаров Е.А. Мухиной, которые я продолжу изучать и обязательно поделюсь своими впечатлениями с вами.