Найти тему
1001.ru

За что Олег Янковский не любит осень?

Оглавление

Недавно был в Доме кино на премьере "Китайский сервиз".

Фильмец, прямо скажем, так себе, средней паршивости. Но Олег Янковский хорош. Только ради него стоит посмотреть картину. Одно слово, профессионал.

Олег Янковский.
Олег Янковский.

– Что вы сегодня курите, Олег Иванович?

– В каком смысле "что"? Табак, конечно.

– Понятно, не марихуану. Спрашиваю: трубку или сигару?

– Полагаете, это имеет принципиальное значение?

– Конечно. Люди, хорошо вас знающие, объяснили: когда Янковский с трубкой, с ним можно разговаривать, а если в зубах сигара "Davidoff", лучше не соваться.

– Сказки! К трубке я по-настоящему пристрастился лишь в последние годы – с ней как-то теплее, уютнее, особенно, если созданы подходящие условия: спокойная обстановка, камин, бокал виски... С трубкой не очень-то по городу побегаешь – неудобно.

– Поэтому держите сигары как запасной вариант?

– Ага, вроде того. Выпускаемое в нашей стране под видом сигарет, даже импортных, больно уж вредно для здоровья.

– Еще безвреднее – вовсе не курить.

– Это уж – извините, пока не получается. Не могу бросить. Нравится процесс. Нет, ваша теория о трубках и сигарах неверна в корне. Посмотрите в мои глаза: мыслей никаких, взгляд чист, как поцелуй ребенка. Разве важно, что я в данный момент курю, коль мне сказать нечего?

– А вы раскуривайте, Олег Иванович, трубку, раскуривайте... Глядишь, и тема для беседы нарисуется.

– Ой, едва ли. Впрочем, я прикурил. Предлагайте.

Кадр из фильма "Китайский сервиз".
Кадр из фильма "Китайский сервиз".

– Давайте для начала обсудим вопрос импичмента.

– Стоит ли возвращаться? Уже даже Дума об этом, кажется, забыла.

– Да я не о Ельцине, а о вас. Все-таки восемь лет на посту президента "Кинотавра". Срок.

– Мол, пора уходить из руководства кинофестиваля? Если и слышу об этом, так только от журналистов. Очень уж не терпится кое-кому из ваших собратьев отправить меня в отставку. При этом до серьезных претензий дело не доходит, все на уровне подзаборщины: "Янковский кормится у Рудинштейна"... Когда читаешь о себе такое, естественно, становится обидно, но я стараюсь быть выше, не отвечать на подобные выпады. Глупо объясняться с теми, кто не желает тебя слушать, а лишь ищет грязь.

– Объясните тем, кто не ищет.

– В моем президентстве на "Кинотавре" нет личной корысти. Если бы речь шла о банальном желании упрочить материальное положение, я нашел бы более простой путь к обогащению. Для этого кинофестиваль и головная боль, связанная с ним, мне совсем не нужны. Как учил Остап Бендер, есть четыреста сравнительно честных способов заработать деньги, однако, заметьте, я не стал советником по культуре в каком-нибудь банке или зиц-председателем коммерческой фирмы, хотя мне много раз предлагали: "Олег, дай нам свое имя, и мы будем платить тебе хорошие деньги, ничего не требуя взамен". Отказывался.

Янковский на Кинотавре.
Янковский на Кинотавре.

– Почему, собственно? Хорошая поддержка для штанов.

– Наверное. Для штанов. Но я посчитал, что этого мало. Как говорится, не штанами едиными... С одной стороны, я заполнил возникшую паузу в работе, с другой, не стал ломать себя, продолжив заниматься тем, чем и раньше, пусть и в несколько ином качестве. Самые трудные годы фестиваль, надеюсь, пережил, дальше должно пойти легче. Если "Кинотавр" займется продюсированием, производством новых фильмов, буду участвовать в процессе. Это интересно. Не скрою, хочу найти сценарий и для себя.

– Попахивает использованием служебного положения в личных целях.

– Ничего подобного! Я помогаю искать деньги, приношу их в компанию, поэтому вправе рассчитывать, что и мои интересы будут учтены. Например, Володарский написал замечательный роман "Записки самоубийцы", своеобразную исповедь поколения. Уверен, фильм, если он будет снят, не останется незамеченным. Уже и сценарий готов, но нет денег.

– Хотите сыграть главного героя или же намерены попробовать себя в качестве режиссера картины?

– Какой прок сейчас говорить об этом, если снимать пока не на что? Не стоит опережать события. Я очень осторожный человек.

– Это заметно.

– Нет, в самом деле, вопрос серьезнее, чем, возможно, вы сами думаете. Я ведь в кино давно и, между нами, хорошо знаю: фильм снять просто.

– Неужели?

– Конечно. Взял хороший сценарий, позвал опытного оператора, второго режиссера с пониманием, талантливых актеров, профессионального монтажера и – все. Кричи "Мотор!" и не забывай скомандовать "Стоп!" А уж что получится из снятого материала... Тут ремесла мало, нечто большее требуется. Нельзя соваться в режиссуру, не убедившись: у меня все в порядке с этим "нечто".

– Значит, крепко гложет, раз готовы пуститься на рискованные эксперименты? Мне казалось, вы в порядке – нашли себя в профессии, более чем успешны...

– Да, внешне я вполне благополучный, успешный, востребованный актер. Если, конечно, посмотреть навскидку, не вникать в суть.

– А если вникнуть?

– Ну-у-у... Внутри-то разные процессы бурлят...
Много лет я работал на четвертой скорости, было время, когда не находил буквально пары часов свободного времени, чтобы дух перевести. Я закончил институт, остался в Саратовском театре, а через год – первое приглашение сниматься. И – пошло-поехало: "Щит и меч", "Два товарища", "Жди меня"... В год делал по три-четыре картины, а иногда доходило до шести. Пока жил в Саратове, постоянно путешествовал транзитом через Москву – прямых самолетов и поездов не было, вот и колесил. Перебрался в столицу, но не стал меньше сниматься или ездить по городам и весям. Такой ритм продолжался четверть века, а потом вдруг – пауза, тишина, пустота...

* * *

Читайте интервью полностью у нас на сайте.

Автор интервью: Андрей Ванденко.