Найти тему
Рок на БиС

Dutch Invasion... И снова "Голландский прорыв". Часть 4. Уолли Такс и The Outsiders

Тема рок-музыки из королевства Нидерланды кажется воистину неисчерпаемой. К уже вышедшим добавится пара-тройка (пока не могу сказать точнее) заметок, посвященных феномену "Голландского прорыва". А далее своей очереди уже поджидают совершенно не коротенькие списки голландского прога и харда/хеви... Но обо всём по порядку. Сегодняшняя статья посвящена ещё одному представителю нидерландского рок-движения 60-70-х, которое музыкальными обозревателями и критиками было названо Dutch Invasion по аналогии со знаменитым British Invasion.

Владимир "Уолли" Такс (Wally Tax) родился 14 февраля 1948 года в Амстердаме. Его отец был гражданином Голландии, а мать цыганкой из России. Википедия пишет, что они познакомились в концентрационном лагере во время Второй мировой войны. Вики не продолжает тему, но можно догадаться, что отец будущей рок-звезды был представителем еврейского народа и очень удачливым человеком. Ибо из 107 тысяч голландских евреев депортированных нацистами в лагеря смерти назад вернулись только чуть больше 5 тысяч. Но жизнь и любовь иногда побеждают в самых страшных обстоятельствах. И слава Богу, что он свел эту пару хоть и в столь неподходящем месте, ибо в результате Нидерланды и Европа получили прекрасного и талантливого музыканта.

"Уолли" Такс. Фото взято на Pinterest.
"Уолли" Такс. Фото взято на Pinterest.

Музыкальная карьера Уолли Такса началась необычайно рано. Видимо дали знать о себе цыганские корни. Какой же цыган и без гитары? Уже в 1960 году в возрасте 12 лет он оказывается в команде под названием Jimmy Revon & the Outsiders. Образовались Аутсайдеры в амстердамском районе Оост, а базировались в магазине "Лас-Вегас" на Ньювендейк, одной из старейших улиц города, по совместительству являющейся главным местом сосредоточения торговых точек Амстердама.

Аудиторией группы в первое время была в основном местная шпана. Вследствие чего концерты Аутсайдеров частенько сопровождались нарушениями общественного порядка, а худая слава, как известно, впереди бежит, и во многих городах парням отказывались предоставлять площадки для выступлений. Музыкальные умения участников команды также оставляли желать лучшего, но мало помалу состав, в котором Уолли играл на губной гармошке, ритм-гитаре и пел, набирался опыта и мастерства. Место у микрофона Таксу досталось благодаря приличному знанию английского языка. Однако, если Вы думаете, что он постигал его глубины в школе, то ошибаетесь. Пацан, выросший в портовом Амстердаме, выучил английский в раннем возрасте благодаря контактам с американскими моряками, для которых он выступал в качестве сутенера. Очень разносторонне одаренной личностью был наш сегодняшний герой.

К 1964 году название команды сокращается до просто The Outsiders. Кроме Уолли Такса, добавившего в свой звуковой арсенал ещё и флейту, и клавишные, в неё входят Рональд Сплинтер (Ronald Splinter - соло-гитара), Альберт "Эппи" Раммерс (Albert Rammers - бас) и Лендерт "Базз" Буш (Leendert Busch- барабаны). Популярность группы среди молодежи растет вместе с ростом мастерства, а также благодаря мощным и отвязным "живым" выступлениям. В 1965 году к коллективу присоединяется Том Краббендам (Tom Krabbendam - гитара, сакксофон), и в таком составе Аутсайдеры записывают свой первый сингл с песнями "You Mistreat Me"/"Sun's Going Down".

В отличии от множества групп той поры The Outsiders никогда не исполняли каверы, становившиеся для впоследствии весьма звездных коллективов проводниками в мир большого шоу-биза и ступеньками к успеху. Наверное, вы уже догадались, что музыку и тексты для ансамбля писал никто иной как Уолли Такс.

Не заставил себя долго ждать и первый хит "Lying All The Time" (1966), добравшийся до 10-го места местного синглового чарта.

Ютуб-канал falcor piccolin

В том же 66-ом в "десятку" попали ещё две вещи. "Keep On Trying" была 9-ой в списке, а "Touch" - 6-ой. Кстати, кроме бодрых рок-номеров Таксу удавались и весьма неплохие баллады -

Ютуб-канал CENTERTAINMENTmusic

Не знаю согласитесь ли вы со мной, но мне кажется, что звучанием голландский квинтет больше всего напоминал The Rolling Stones, а вокальная манера Такса была очень схожа со стилем пения Мика Джаггера. Не удивительно, что гастролировавшие в 1966-ом по Нидерландам Роллинги позвали Уолли и компанию выступить у них на разогреве в городе Хертогенбос. Репутация The Outsiders как яркой концертной команды сыграла в этом приглашении также не последнюю роль.

В результате в студию G.T.B. Studios в Гааге для записи своего первого полноформатного альбома Аутсайдеры вошли не просто как подающие надежды дебютанты, а уже как хоть и локальные, местные голландские, но звёзды. Альбом, изданный в 1967 году, был назван без всяких затей по названию группы. Вот что значит быть узнаваемыми. Причем сторона A виниловой пластинки записана "живьем" на фестивале в городе Бреда, а в студии были добавлены шесть вещей стороны B.

Обложка альбома взята на discogs.com
Обложка альбома взята на discogs.com

В том же 1967-ом ещё четыре сингла The Outsiders попали в голландский хит-парад, и по горячим следам был издан сборник синглов "Songbook".

Обложка альбома взята на discogs.com
Обложка альбома взята на discogs.com

Похоже. что 67-ой стал пиком карьеры Уолли Такса. Альбомы и хит-синглы с основной группой, эстрадный соло-альбом "Love In" в сопровождении симфонического оркестра,

появление на концертах Литтл Ричарда в Париже. И как следствие фан-клуб во Франции.

Ютуб-канал falcor piccolin

Однако в 1968 году Том Краббендам и Эппи Раммерс покинули Аутсайдеров. Вместо них был нанят басист/клавишник Фрэнк Беейк (Frank Beek). Местный нидерландский лейбл Relax Records был поглощен компанией Polydor, и уже на этом международном гиганте вышел третий лонгплей команды "CQ" (1968). CQ - это код, используемый при проведении радиолюбительской связи для подачи общего вызова всем, кто в данный момент находится на той же частоте.

Обложка альбома взята на discogs.com
Обложка альбома взята на discogs.com

К написанию треков подключаются другие участники коллектива. Стиль становится более разнообразным и включающим влияния R&B, фолк-рока, поп-музыки, мерси-бита и психоделики.

Но отправленный вызов, похоже, пришел не всем. Может Аутсайдеры чуть-чуть опередили события, ведь такая музыкальная эклектика только начинает входить в моду, а может большой лейбл не нашел индивидуального подхода к группе или счел её недостаточно перспективной. Но факт остается фактом. Polydor не смог должным образом продвинуть альбом. Первый тираж вышел вообще смехотворным. Всего 500 копий.

Неудача оказалась фатальной. В 1969-ом The Outsiders распались. Уолли Такс отправился за границу и свел знакомство с такими известными музыкантами, как Джонни Холлидей, Тим Хардин, Ричи Хейвенс и Кросби, Стиллс, Нэш и Янг. Он посетил фестиваль в Вудстоке, поджемовал с Хардином и Джими Хендриксом в студии последнего. Ходили слухи, что он завел роман с Бриджит Бардо. Словом оторвался по полной. А по возвращении на родину вместе Лендертом Бушем основал новую группу Tax Free, которая отметилась единственным одноименным альбомом в 1971-ом, записанным как раз в Electric Ladyland Studio в Нью-Йорке.

Ютуб-канал Tax-Free – тема

В середине 70-х Такс выпустил ещё парочку успешных сольных альбомов. "Wally Tax" (1974) и "Tax Tonight" (1975). И даже получил некую Серебряную Арфу в награду за музыкальный талант.

Ютуб-канал VinylFlavoured

Он также написал и спродюсировал ряд хитов для других музыкантов. Например вот этот -

Ютуб-канал TopPop

Но на этом его карьера как музыканта практически и закончилась. Настали другие времена. И Владимир "Уолли" Такс в них не вписался. Успех пришел к нему слишком быстро и в слишком раннем возрасте, злоупотребление алкоголем и запрещенными веществами взяли свое. Добавившиеся финансовые проблемы, а Такс, несмотря на фамилию (в переводе с английского - налог), был не слишком хорош в бухгалтерии, отправили его в 80-е на периферию шоу-биза.

Он попытался вернуться в 1989-ом с диском "Springtime in Amsterdam", который получил хорошую прессу, но имел незначительный успех у слушателей.

В 1997 году состоялся небольшой реюнион-тур Аутсайдеров, но проблемы Уолли со здоровьем никуда не делись. И продолжения не последовало.

В 2002-ом свет увидел последний альбом музыканта, более роковый, чем всё что он делал после 1969 года. Вновь последовали благоприятные отклики рецензентов. И вновь он встретил более чем прохладный прием у публики.

А в 2005-ом Уолли ушел от нас в лучший из миров. И как это обычно и случается, тут-то о нем и вспомнили. Прошедшие после его смерти два благотворительных концерта в Амстердаме показали его непреходящую популярность и влияние. Собранные средства пошли в том числе на установку памятника артисту в виде трех перекрещивающихся гитарных грифов.

Фото взято https://en.wikipedia.org/wiki/Wally_Tax
Фото взято https://en.wikipedia.org/wiki/Wally_Tax

Подводя итог вышесказанному, отмечу, что роль The Outsiders в становлении европейской рок-музыки велика и общепризнанна. Музыкальные критики называют их "лучшей рок-группой 60-х, родом из неанглоязычной нации" и "самой недооцененной группой за всю историю рока". И это при том, что Аутсайдеры так и не выпустили ни одной прижизненной пластинки в Соединенных Штатах.

Покойся с миром, наш наполовину соотечественник. Надеюсь, что кому-то из прочитавших эту заметку, понравится твоя музыка. И у тебя станет ещё на несколько поклонников больше.

Автор заметки - БиС.

#рок #музыка #нидерланды #dutch invasion #wally tax #the outsiders #tax free

50 лет "голландскому прорыву" (Общий обзор)

"Dutch invasion" - ещё один взгляд. (Tee Set, Ahora Mazda, Groep 1850)

Dutch Invasion... И снова "Голландский прорыв". (Red White 'N Blue, The Motions, Galaxy-Lin, Cuby & The Blizzards)

Dutch Invasion... И снова "Голландский прорыв". Часть 2. (Q65)

Dutch Invasion... И снова "Голландский прорыв". Часть 3. (The Cats)