Найти тему
Рок на БиС

"Dutch Invasion" - ещё один взгляд.

Последнее время мой соавтор МЮ предлагает действительно интересные идеи и темы для их совместного освещения, поэтому с удовольствием включусь в его рассуждения о "голландском прорыве". Термин "Dutch invasion' был придуман по аналогии со знаменитым "British Invasion", но отнюдь не так хорошо раскручен.

Действительно Нидерланды на рубеже 60-х и 70-х годов прошлого века были одним из заметных центров появления новых музыкальных идей и возникновения мощных оригинальных музыкальных коллективов. Естественно, что эти коллективы так или иначе оставались в тени более раскрученных команд из Северной Америки и Великобритании. Но по качеству музыки они были ничуть не хуже.

Ещё я бы отметил поразительное разнообразие стилистики голландских групп. Достаточно давно я уже упоминал в одной из статей о "кентербери стайл" команде Supersister. Мой соавтор в своей заметке "50 лет "голландскому прорыву" отметил близких к джаз-року прогрессивщиков Ekseption, хард-рокеров (с заходами на территорию прога) Golden Earring, блюз-рокеров Livin' Blues. Ну, и знаменитейший поп/рок коллектив Shocking Blue тоже упомянул.

Группа Tee Set. Фото  сайта anp-archief.nl
Группа Tee Set. Фото сайта anp-archief.nl

Начну и я свою часть обзора голландской сцены с поп-роковой группы, которая называется Tee Set (иногда The Tee Set). Почему именно с них? А потому, что Tee Set оказались наряду с вышеупомянутыми Shocking Blue одними из немногих голландцев попавших в американские чарты Billboard. Это случилось в 1970 году с синглом "Ma Belle Amie" (№ 5). Кстати представителем и Shocking Blue, и Tee Set в Штатах был один и тот же человек, известный продюсер, композитор и автор текстов Джерри Росс (Jerry Ross). Кроме того "Ma Belle Amie" стала №3 в Канаде и Австралии, а также №1 в Южной Африке (что впрочем неудивительно). В родных Нидерландах вышедший в 1969-ом сингл был продан в количестве более 100 000 копий. В Америке же тираж перевалил за миллион.

видео канала CENTERTAINMENTmusic. Кстати для английского варианта полноформатного диска Ma Belle Amie была записана в другой версии.

Создана группа была в 1966 (по другим источникам в 1965) году в городе Делфт по инициативе автора песен и вокалиста Петера Теттеру (Peter Tetteroo). Первый альбом Tee Set "Emotion" вышел в том же 1966-ом. А в 1968-ом Петер попал в хит-парад Бельгии и Нидерландов как сольный артист с кавер-версией песни Нила Даймонда (Neil Diamond) Red Red Wine.

Кстати, любителям серии "Алко-рок" от МЮ стоит эту песню взять на заметку.) Прим. БиС.

видео канала CENTERTAINMENTmusic

Успех "Ma Belle Amie" мог повторить следующий сингл группы "She Likes Weeds", ставший №1 на родине группы и в ряде других европейских стран. Но, в США он попал под запрет. Слово "weed", присутствующее в названии, может означать как сорное растение, сорняк, так и "травку". И хотя текст песни, судя по всему шуточный, в чем можете убедиться сами, группу обвинили в пропаганде употребления наркотиков.

видео канала CENTERTAINMENTmusic

После этого серьезных достижений у Tee Set не было. Продажи дисков упали. В 1975-ом группа распалась. В 1979 и 1983 были попытки воссоединения. Но, со смертью Петера Теттеру (R.I.P.) в 2002 году историю группы можно считать окончательно закрытой.

Следующие две команды представляют ещё один стиль многоликой голландской сцены, ещё одну грань Dutch Invasion - psychedelic/space rock.

Первая из них - Ahora Mazda.

Видео канала john,mr,koytro koutromanos

Предыстория Ahora Mazda начинается в 1965 году, когда Роб ван Вагенинген -флейта, саксофон (Rob van Wageningen) и братья Питер (бас) и Винки (барабаны) Аббин (Peter Abbink, Winky Abbink) играли вместе в группе под названием Free Art Group, исполнявшей музыку, вдохновленную классическими и авангардными джазовыми музыкантами Орнеттом Коулманом, Сан Ра и Джоном Колтрейном.

В 1968 году к ним присоединился Тони Шредер - бас-гитара (Tony Schreuder) и Питер Аббин переключился на гитару. Во время концертов в знаменитом амстердамском центре культуры и искусства "Felix Meritis" они познакомились с менеджером центра Руудом Тегелааром. По его предложению название группы было изменено на Ахора Мазда (Ahora Mazda), искаженную версию имени главного божества зороастризма, Ахура Мазда.

Группа была известна своими длинными кислотными джем-сессиями, но они записали более короткие и строго аранжированные песни для своего дебютного (и единственного) одноименного альбома. Запись длилась три дня и вышла 31 мая 1970 года.

Это было причудливое смешение прога, психоделики, краутрока, джаза и авангарда. Всего шесть треков (плюс пять бонусов на переиздании). Насыщенный калейдоскоп звуков, мелодий и импровизаций. Музыка не слишком дружелюбная к неподготовленному слушателю, но безумно интересная.

Будь Ahora Mazda английской группой, были бы у неё все шансы стать лидером европейской экспериментальной сцены. А в реальной жизни... В течение следующего года у Тони Шредера и Винки Эббинка начались некоторые проблемы с игрой и репетициями. На концертах они нуждались в помощи сессионных музыкантов. В конце концов Аббинк был заменен Паулем Ван Вагенингеном (Paul Wageningen), который позже засветился в качестве барабанщика еще одной голландской психоделической команды Group (Groep) 1850. Из-за этих трудностей и отсутствия атмосферы, которую сменщики не могли воссоздать, Ahora Mazda прекратила свое существование.

По поводу причин проблем музыкантов с игрой и репетициями источники вежливо умалчивают. Однако, лично у меня, выстраивается такой логический ряд: длинные "кислотные"джемы, совершенно "космическая" музыка, Голландия рубежа 60-х и 70-х, та самая "weed", из-за которой пострадала карьера Tee Set... Утверждать точно нельзя, но...

Вторая команда - уже упомянутая Group (Groep) 1850.

Видео канала DescendingTunes

Их называют, и справедливо, одним из старейших континентальных проговых коллективов. История Group 1850 (она же GROEP 1850) началась в 1964 году в городе Гаага. Основателями были Даниель ван Берген (Daniël Van Bergen - гитара, пианино) и Питер Сьярдин (Peter Sjardin - вокал, флейта, орган) Тогда они носили название The KLITS. Переименование произошло в 1966 году, когда под новым названием вышел их первый сингл. А их первое публичное выступление как GROUP 1850 состоялось в казино города Схевенинген в марте того же года. Концерты привлекли к ним внимание, последовали ещё синглы (один из них "Mother No Head" / "Ever Ever Green" даже попал в голландские чарты) и радиоэфиры. В сентябре 1967 года они разогревали Фрэнка Заппу и Mother's of Invention на концерте в Амстердаме, а в 1968-ом вышел лонгплей "Agemo's Trip to Mother Earth", который считают первой голландской концептуальной пластинкой.

В плане музыки этот и следующий альбом "Paradise Now" испытывают сильные влияния ранних работ Pink Floyd, особенно "A Saucerful of Secrets", и упомянутых Mother's of Invention. Впрочем, точной копией ни тех, ни других музыкальных новаторов голландцы не являются. В их композициях присутствует широкий спектр всевозможных музыкальных психоделических экспериментов. На обоих дисках можно услышать перегруженные гитары, фокусы со звуками, многоголосый вокал, быстро меняющиеся ритмы, лупы и другие трюки с магнитофонной лентой (голоса на разных скоростях).

Но, завоевать английский рынок у Group 1850 не получилось. У себя на родине они продолжали выступать на разогреве у очень солидных коллективов таких, как The Kinks, The Troggs, The Rolling Stones, Pink Floyd. А вот первые же их гастроли в Великобритании в клубе Speakeasy , организованные фирмой звукозаписи Apple, завершились полицейским рейдом, скандалом с наркотиками и запретом на выступления.

Карьера группы продолжалась как в неактивном, так и в активном режиме, а также с постоянными кадровыми изменениями. Единственным постоянным участником оставался Питер Сьярдин. Эта турбулентность сначала привела Сьярдина к решению издать материал под названием ORANGE UPSTAIRS (Oranje Boven) в 1974 году. Затем группа вернулась к оригинальному названию и выпустила в том же 1974 году (по другим источникам в 1975) свой последний альбом "Polyandri". В записи принимали участие 13 человек, а единственным музыкантом, который звучит на всех треках, был естественно Питер Сьярдин. В звуковой палитре появились ранее не использовавшиеся инструменты, такие как саксофон. А звучание хоть и осталось космически-психоделическим, но приблизилось к тому, которое десятилетие спустя станет фирменным для британцев Ozric Tentacles.

видео канала emBLICko

Вскоре после этого группа была окончательно расформирована. Питер Сьярдин начал сольную карьеру. Остальные музыканты разошлись по другим группам.

Естественно, в двух заметках невозможно охватить все достойные группы из Нидерландов, поэтому продолжение возможно...