В новой транспортной стратегии России до 2035 года, о которой мы рассказывали в нашем предыдущем материале, одна из главных целей для развития отрасли грузоперевозок — это цифровизация.
Пока же в нашей стране можно говорить о ней только в контексте крупных компаний. И на то есть свои причины: от наличия у них средств, которые можно пустить в развитие этого направления, до желания выделиться среди конкурентов. Но в ближайшие 10–15 лет это должно измениться.
Нужны ли эти изменения отрасли? Почему в России цифровизация развивается так медленно? А также что можно сделать уже сейчас, чтобы уже сейчас подготовиться к глобальным изменениям? На эти и другие вопросы мы, ГК SAMCOM, ответим в этом материале.
Нужны ли отрасли грузоперевозок автоматизация и цифровизация?
Автоматизация и цифровизация — это неизбежные процессы, который рано или поздно станут частью отрасли. Поэтому наш ответ на вопрос, нужны ли они сфере грузоперевозок, однозначен — нужны.
Планируется, что цифровизация и автоматизация помогут отрасли:
- ускорить процессы работы (от подготовки документов до проезда через границу между странами);
- сэкономить перевозчикам время и ресурсы, а значит увеличить прибыль;
- понять, что нужно клиентам в первую очередь;
- сделать грузоперевозки более качественными и безопасными.
Также это закономерное изменение, которое поможет отрасли идти в ногу со временем, что тоже важно. А компании, которые займутся внедрением цифровых технологий в свою работу раньше других, получат ещё одно конкурентное преимущество.
Почему цифровизация сферы грузоперевозок в России идёт так медленно?
На то есть несколько причин:
- большое количество требований к перевозчикам («Платон», тахографы, GPS/ГЛОНАСС);
- большие издержки (оплата «Платона», штрафы за перегруз, оформление пропусков и др.)
- отсутствие лишних средств на развитие этого направления (как следствие больших издержек)
- отсутствие системной работы в этом направлении со стороны государства и как следствие невозможность цифровизации отрасли в целом;
- устоявшиеся принципы работы в сфере грузоперевозок, которые не менялись на протяжении многих лет.
Но в самое ближайшее время будет меняться. Например, уже со следующего года начнётся повсеместное внедрение электронного документооборота. Поэтому подумать, как вы будете заниматься цифровизацией процессов работы внутри компании, можно уже сейчас.
С чего начать автоматизировать процессы работы внутри компании уже сейчас?
Самое верное решение — начать автоматизировать свою работу небольшими шагами.
Базой может стать внедрение системы, которая поможет вам структурировать работу с данными клиентов и партнёров. Это пресловутые CRM. После эту информацию можно будет использовать для оценки качества услуг.
Следующие несколько шагов:
- Установить GPS/ГЛОНАСС-трекеры на фуры, чтобы понимать сколько времени уходит на дорогу по тому или иному направлению, и подумать над оптимизацией маршрута.
- Внедрить в работу компании электронный документооборот.
- Начать собирать аналитику.
- Внедрить систему онлайн-отслеживания грузов.
- На складе оптимизировать работу с грузами с помощью WMS.
Этих шагов достаточно, чтобы сделать работу компании более системной. И повысить её конкурентоспособность.
Также работа в сторону цифровизации и автоматизации сейчас поможет подготовиться к последующим изменениям в отрасли в целом: работе в государственной информационной системы «Электронные перевозочные документы», внедрению автономной техники на складах, перевод в онлайн всё взаимодействие между участниками рынка и другим.
О том, какие изменения нас ждут в этом направлении в ближайшие 10–15 лет, мы писали в нашей прошлой публикации.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнать о логистике, грузоперевозках и транспорте ещё больше.