Найти тему
ИСТОРИЧКА

Королева из конюшни

Она не искусна строчить, а говорила на этом необычном диалекте, что люди из знати с трудом её понимали. Но Джейн Бёрден, дочь конюха и прачки, оказалась так прекрасна, что на всё остальное элементарно прекрыли очи. К ней выстроилась очередь из дизайнеров, мечтавших написать портрет. Именно так восемнадцатилетняя женщина из пригорода Оксфорда начала восхождение к верху популярности.

фрагмент полотна "Синее шелковое платье"
фрагмент полотна "Синее шелковое платье"

Мама Джейн была безграмотной. Но дамы из народа в первой половине XIX века изредка имели возможность сверкнуть образованием. В следствие этого Энн Мейзи и её супруг Роберт более пеклись, чтобы их дочери получили среднее образование. Подрастающих девченок отдали знатным леди, а младшая, Джейн, еще и искусна умела вышивать. Она проворно и аккуратненько декорировала монограммой дорогостоящие батистовые платки, заказчицы были в экстазе от ее работы. И это была значительная надбавка к непрезентабельному жалованью горничной.

Сероватым октябрьским деньком 1857 года старшая сестра позвала Джейн на театральное представление. Им редко посчастливилось выкроить минуту для развлечений, и это была замечательная возможность. Постановку готовили для публики неприхотливой, в следствие этого собрались, в основном люди из народа. И по случайности между посетителей оказались 2 английских художника – Данте Габриэль Россетти и Эдвард Бёрн-Джонс. Оба трудились в Оксфорде над росписью фрески, и - по удачному совпадению - также взяли для себя выходной.

полотно У.Морриса
полотно У.Морриса

Но глядели они не на сцену, а в зал. Кто 1-ый из них заметил Джейн Бёрден – непонятно. Но к концу представления оба приняли решение: им надо в обязательном порядке познакомиться с данной молодой женщиной. Она невообразимо хороша собой. Как раз подобный типаж оба находили для сотворения собственных картин: Джейн смахивает на романтичную героиню средневековья…

Знакомство произошло. Джейн была приятна в общении, но стиль и речь оставляли желать наилучшего. Говорила она на диалекте кокни, смеялась быстро и громогласно – абсолютно не как леди. Но живописцы лицезрели лишь только её типаж, и умоляли быть моделью для их картин. Россетти пригласил Джейн стать царицей Гвиниверой, и познакомил с иным художником, Уильямом Моррисом. Что пришёл в абсолютный восхищение и написал с девушки портрет великолепной Изольды (позже и он изобразил Гвиниверу на своём холсте, это была известная тема). Для прерафаэлитов Джейн Бёрден, из самых низов Оксфорда, стала истинной музой.

В новом окружении Джейн остро ощутила свое несоответствие. Временами она подмечала, что на неё глядят с удивлением, как будто всё, что она говорит, «не так». Да, она слышала, что в мастерской дизайнеров беседуют абсолютно по другому, что-нибудь безгранично цитируют… Временами там являлись женщины – великолепные, утончённые, безукоризненные. А она сама будто царица из конюшни. Изображала авторитетных дам, а сама не искусна подписать личное имя.

Джейн на рисунке У. Морриса
Джейн на рисунке У. Морриса

Джейн попросила Уильяма Морриса посодействовать ей в розыске учителей. Заработанных средств хватило бы на их предложения, и дизайнер дал согласие посодействовать. В скором времени женщина стала учиться с преподавателями. И чем больше она училась, тем сильнее оказывалась у неё влечение к знаниям. Ее британский язык стал совершенным, будто у истинной английской аристократки. Она не только научилась писать, она еще изучила французский и итальянский. А сколько читала Джейн! Близкие изумлялись её преображению. А Уильям Моррис сделал предложение. Они поженились в Оксфорде 26 апреля 1859 года.

Ныне она стала супругой джентльмена и переехала в блистательный Красный дом в графстве Кент. Смотря на данную восхитительную молоденькую женщину, великолепно разбиравшуюся в литературе и живописи, никто и не задумался бы, что еще не так давно Джейн с трудом выбирала слова.

Красный дом - жилище Джейн и Уильяма Морриса после свадьбы
Красный дом - жилище Джейн и Уильяма Морриса после свадьбы

«У неё царская красота», - говорили художнику. Завистники фыркали: "Царица из конюшни". А вот южноамериканский беллетрист Генри Джеймс восхищённо откликался о Джейн:

«О, что это за женщина! Она восхитительна во всём! В платье цвета пурпура, с копной вьющихся волос, большие тёмные глаза, высокая шея в жемчугах, в итоге – само совершенство!»

Круг общения известных художников такого времени включал большое количество авторитетных особ. Графиня Карлайл стала ближайшей подругой Джейн Моррис, леди Чисхолм часто приглашала музу прерафаэлитов к себе домой. 2 дочери Джейн и Уильяма воспитывались как истинные леди, и их будущее было великолепно обеспечено.

Но Джейн продолжала и вышивать. Совместно с сестрой она делала изумительные по красе работы, которые очень просто находили клиентов. 3 панно направились в богатый замок Ховард, в Йоркшир.

Мэй Моррис, дочь Джейн, на портрете кисти Данте Габриэля Россетти
Мэй Моррис, дочь Джейн, на портрете кисти Данте Габриэля Россетти

Данте Габриэль Россетти, «открывший» Джейн, написал некоторое количество её портретов. Их дружба продлилась всю жизнь. Эти же долгие отношения связывали миссис Моррис с поэтом Уилфридом Блантом.

Под конец жизни Джейн купила большущее имение, которое предназначалось как приданое дочерям. Уильям Моррис погиб в 1896 году, а Джейн в 1914-м. В общей сложности, ее портрет написали более трех десятков раз. Дочь конюха буквально всякий раз изображала величавых женщин и героинь рыцарских легенд.

По одной из версий, как раз ситуация преображения Джейн Моррис из дочери конюха в истинную аристократку вдохновила Бернарда Шоу составить его известную пьесу "Пигмалион".

#наука #история #искусство #семейные отношения #великобритания #женщины #биографии