Еще совсем недавно весь мир рукоплескал ей и пророчил большое будущее. От катания этой фигуристки захватывало дух. Казалось, что она станет второй Каролиной Костнер и соберет все возможные титулы в фигурном катании. И вот спустя два года ситуация кардинально изменилась – магия на льду исчезла, оценки упали, а фаворитами приближающейся Олимпиады называют совсем других спортсменок…
Наверное, вы уже догадались, что речь идет о чемпионке Европы-2020 Алене Косторной. Как же так получилось, что третий сезон своей взрослой карьеры Алена проводит не в роли лидера, а скорее аутсайдера? Разве талант и мастерство могли так быстро исчезнуть?
Чемпионат России в конце декабря для Косторной – последняя возможность заявить о себе и попытаться отобраться в олимпийскую сборную. Но велики ли шансы обойти других сильных девушек, когда у тебя нет стабильных ультра-си и выносливость во время проката произвольной программы зачастую подводит?
Лишь единицы включают Алену в список возможных участниц на Олимпиаде-2022. В Пекине видят Валиеву, Щербакову, Трусову или же Туктамышеву, но никак не Косторную. Печально это осознавать, но во многом фигуристка сама определила свою судьбу.
Переломным моментом в жизни чемпионки Европы стала отмена канадцами главного старта сезона, к которому Алена, как и многие другие спортсмены, усиленно готовилась. Конечно, досрочное завершение сезона стало трагедией для всех участников несостоявшегося чемпионата мира, но Косторная одна из тех, кто пострадал от этой ситуации больше всего.
Во-первых, на том чемпионате мира-2021 именно она являлась главным фаворитом в женском одиночном катании и, вполне возможно, канадцы лишили ее титула чемпионки мира. Во-вторых, в условиях жесточайшей конкуренции в России каждый отбор на главные старты дается не просто. В-третьих, взрослые карьеры девушек-одиночниц больше не длятся по 10 лет, поэтому нужно цепляться за каждую возможность, а пандемия лишила фигуристку своего шанса на успех.
После отмены чемпионата мира в России закрыли катки, фигуристов отправили по домам на самоизоляцию, и все спортсмены были предоставлены сами себе. У Алены все эти события наложились на период взросления. И речь не только о возрастных изменениях и зловещем пубертате, речь также о ментальных изменениях. Алена стала взрослеть, в жизни начали появляться новые интересы, увлечения, во время карантина она могла открыть для себя множество занимательных вещей помимо фигурного катания.
Как только в жизни профессионального спортсмена появляются отвлекающие факторы, становится трудно соблюдать дисциплину и держать себя в ежовых рукавицах. Хочется успеть везде всё и сразу, но фигурное катание – это тот вид спорта, которому нужно отдавать всего себя. Не получится заниматься вполсилы, оставаясь при этом на вершине.
Первые тренировки после длительного карантина – серьезное испытание для всех фигуристов. За время, проведенное дома, спортсмены потеряли чувство льда, координация ухудшилась, прыжки ушли, все нужно восстанавливать с нуля.
Несмотря на то, что Алена понимала, что будет тяжело, кажется, она не ожидала, насколько сложно ей придется. Уход Косторной от Тутберидзе к тренеру без опыта – Евгению Плющенко – стал самым необъяснимым переходом в истории фигурного катания. Иначе как импульсивным и капризным поступком это решение не назовешь.
Однако именно уход из группы Тутберидзе, пожалуй, стал самой главной и роковой ошибкой в карьере фигуристки. Алена искала свободу, хотела более легкой и беззаботной жизни, когда никто не указывает тебе, что делать, не ругает, не строит, и ты сам можешь контролировать весь рабочий процесс. Трудно винить спортсменку за эти естественные желания, но, как оказалось, без строгости и четко выстроенной работы, которая была в команде Тутберидзе, Косторная начала потихоньку сдавать.
Она не успела набрать былую физическую форму после карантина на сборах в Новогорске, а в «Ангелах Плющенко» и вовсе расслабилась и отпустила ситуацию. Сложно сейчас сказать, насколько в этом виноваты Евгений Плющенко и Сергей Розанов, тренировавшие ее на тот момент. От Алены ждали больше сознательности и взрослых решений, на которые она не была готова, но и отсутствие тренерского опыта тоже не могло не сказаться на результатах.
После головокружительного успеха в сезоне 19/20 следующий год получился по-настоящему провальным. Если бы международные старты не отменили, и взрослая серия Гран-при прошла в привычном режиме, возможно, у Алены было бы больше мотивации держать себя в форме. В реальности же фигуристка начала потихоньку сдавать. Сначала неубедительное открытие сезона на контрольных прокатах, где Алена больше наговорила лишнего, чем показала на льду. Потом спортсменка впервые в карьере проиграла на Rostelecom Cup той, кого вряд ли воспринимала за серьезную соперницу – возрастной Елизавете Туктамышевой.
Далее пропуск отборочного чемпионата России из-за проблем со здоровьем. Последним шансом попасть на свой первый взрослый чемпионат мира фигуристка тоже не воспользовалась. Алена снова проиграла Елизавете Туктамышевой и заняла только лишь шестое место в финале Кубка России, где даже не было Щербаковой и Трусовой.
Слезы отчаяния, потерянный сезон и необнадеживающий результат на табло стали отрезвляющим душем для Алены, после которого она поняла, что что-то идет не так. Но, к сожалению, жизнь нельзя отмотать назад, нельзя вернуть все, как было, и за совершенные ошибки приходится дорого платить.
Косторная осознала, что была не права, но время уже упущено. Пока соперницы усиленно работали, вкалывали на тренировках с утра до вечера, сохраняли мотивацию и не жалели себя, Алена все дальше и дальше отдалялась от своего прежнего уровня и теряла позиции. И теперь, чтобы хотя бы вернуться в кондиции сезона 19/20, нужно много работать. И даже работа на пределе возможностей не может дать быстрых результатов.
Алена понимает, что сильно отстает от своих одногруппниц. Она старается изо всех сил. Прогресс в сравнении с результатами прошлого сезона есть, но он слишком мал и незначителен. Этого недостаточно, чтобы претендовать на место в олимпийской сборной, пока в арсенале спортсменки не появится красивого и стабильного тройного акселя, никто не будет воспринимать ее всерьез.
Положению Косторной, мягко говоря, не позавидуешь. Она и сама сейчас наверняка прекрасно осознает, что ее шансы попасть в призовую тройку на чемпионате страны в Санкт-Петербурге стремятся к нулю. Трудно сохранять мотивацию и не опускать руки, когда твои основные соперницы ушли в отрыв, а ты сам, пытаясь догнать их, словно бежишь на месте.
Еще одна причина, послужившая падению результатов – это сложный бунтарский характер Алены. Она уже не маленькая, послушная девочка, которая готова беспрекословно выполнять все указания тренера. По каждому вопросу у нее есть свое мнение, которое она готова отстаивать до последнего. Это здорово, но в тренировочном процессе может мешать и не идти на пользу. Тренеру нужно доверять, и ни в коем случае не спорить.
Хоть Алена в последних интервью дает понять, что больше не показывает свой характер на тренировках и делает ровно то, что ей говорят («решила, что не буду спорить с тренером. И прыгнула двойной», «Тренеры сказали: Мы меняем произвольную программу. Спорить не стала»), но опять же, много времени упущено, а за оставшееся время можно не успеть достичь желаемого результата.
Многие ждут от Алены возвращения той Косторной, которой восторгался весь мир, ее «Ангел» и танго «Adios Nonino» до сих пор считаются одними из лучших программ в женском одиночном катании. Однако сама Алена не хочет становиться прежней:
«Я не хочу возвращения той Косторной. Я хочу быть новой. Я новая, другая. Хочу вернуться к лучшей версии себя — намного лучшей, чем та, что была раньше.
Я выросла, уже не маленький ребенок. Немного другие жизненные позиции, мысли… Наверное, просто стала старше и могу донести что-то более серьезное, чем было раньше» - сказала фигуристка после этапа Гран-при во Франции.
Возможно, чемпионат России для Алены Косторной станет последним стартом в сезоне, и на Олимпиаде в Пекине мы ее не увидим, но хочется пожелать спортсменке, чтобы она не опускала руки. Как бы там ни было, у нее по-прежнему много поклонников в разных уголках планеты. Например, фигуристы Джонни Вейер, Адам Риппон и Джейсон Браун продолжают восхищаться катанием Алены и верят, что у нее еще все впереди.
Все-таки Алена Косторная – одна из самых талантливых фигуристок современности. Только своим талантом надо уметь правильно распорядиться. Сейчас она на правильном пути. Если продолжит упорно трудиться, не сдастся и найдет в себе силы пойти на следующий олимпийский цикл, она обязательно многого добьется. Пропуск Олимпиады – это не конец света. Пример Елизаветы Туктамышевой доказывает, что можно оставаться в топе фигурного катания и в 24 года, чего искренне хочется пожелать и Алене.