В данной статье будут рассматриваться следующие временные отрезки:
- Проникновение эллинизма в Азербайджан;
- Падение державы Александра Македонского;
- Образование и падение государства Селевкидов;
- Возникновение Парфянского царства.
Естественно все эти политехногенные процессы так или иначе охватывали и территорию Азербайджана.
Значение походов Александра Македонского
Александр Македонский (Искандер Руми на Востоке), мечтавший создать мировое государство, проводил политику интернационализации на завоеванных им землях. Во время правления македонского царя и далее его преемников, наряду с развитием древних городов, на Востоке также возникли новые греческие города и колонии. В целом, эллинистический период был временем значительного экономического развития и расширения торговых, политических и культурных связей между крупными державами Древнего Мира. И Азербайджан в этом контексте играл один из центральных ролей.
Что такое эллинская культура?
Наряду с греческими воинами на Восток приходили купцы, ремесленники и ученые. Они приносили с собой элементы греческой культуры, языка, законов и норм, общественных правил, народных обычаев и традиций, военной техники и методов. В то же время традиционная экономика, формы хозяйства, политические и правовые институты, культура и обычаи народов Востока также оказывали сильное влияние на греков.
В результате такого взаимодействия и обогащения сформировалась новая культура, сочетающая в себе многие прогрессивные аспекты Востока и Запада. Эта культура исторически известна как «эллинская культура».
Стоит отметить, что греческая культура продолжала оказывать прогрессивное влияние на развитие культур народов Центральной и Южной Азии, а также Кавказа даже после падения греко-македонской политической гегемонии на Востоке.
Эллинизм в Азербайджане
После смерти Александра власть его преемников напрямую не приписывалась Атропатене (далее Азербайджан), но здесь была широко распространена эллинская культура. Средством распространения эллинской культуры в Азербайджане была прежде всего её тесная связь с Большой Мидией.
Дело в том, что первые греко-македонские наместники назначили главнокомандующего Большой Мидии Питона сатрапом в эту страну и как следствие, Большая Мидия стала областью эллинской культуры и центром греко-македонского владычества в Передней Азии.
Как уже отмечалось, правители Азербайджана пытались воспрепятствовать проникновению в страну греко-македонских элементов. Но, несмотря ни на что, в Азербайджан эллинизм всё же проник. Найденные монеты селевкидского периода в Азербайджане является тому подтверждением. Далее о самих Селевкидах.
Образование Селевкидского государства
Известно, что в 321 г. до н.э., когда один из военачальников Александра, Селевк I Никатор, прибыл в Вавилон, начался период правления Селевкидов в Средней Азии. Селевк и его союзник Пердикка, а затем и Антиох I, пытались восстановить империю Александра Македонского.
Селевк смог подчинить себе всех переднеазиатских сатрапов. Однако правители Азербайджана смогли сохранить свою независимость. Несмотря на все усилия Селевка и Антиоха, в середине III века до н.э. началось падение государства Селевкидов. Бактрия, Согдиана и Парфия вышли из состава империи.
Возникновение Парфянского царства
В 247 г. до н.э. кочевые племена парнов, жившие в пахотных долинах Средней Азии от Каспийского моря до реки Теджен (большая часть современного Туркменистана), двинулись на Парфию под предводительством Аршака. Андагор, сатрап Селевкидов, был убит в битве против них. После этого парн Аршак захватил здесь власть и создал независимое Парфянское царство.
Парфянское государство, просуществовавшее при династии Аршакидов до 226 г., сыграло важную роль в истории Центральной и Восточной Азии. Столицей Парфянского государства изначально была Ниса, расположенная недалеко от современного города Ашхабада. Позже Аршакиды завоевали весь Иран и Месопотамию, и перенесли столицу в город Медаин (в греческих источниках известный как Ктесифон).
#азербайджан #иран #восток #история древнего мира #история #греция #армения #ближний восток #культура #война