ПСАЛОМ-ПЛАЧ
Правда ли, что молитва помогает? Да! Молитва бесценна в двух отношениях - в том, что делает Бог, и в том, что делает сама молитва. В самой молитве есть нечто такое, что изменяет нас. Наш разговор с Богом и связанные с этим переживания не могут не делать нас лучше. Когда мы молимся, этим выражая свои представления о Боге, наша вера в Него укрепляется.
Несомненно, молитва дает нам возможность высказать Богу наши просьбы. Поэтому некоторые говорят: “Я не верю в молитву; я верю в Бога”. Если Бог не отвечает на просьбы Своего народа, тогда в Библии просто-напросто нет истины. Ведь вся Библия от начала и до конца учит и показывает на примерах, что Бог отвечает нам. Итак, на молитву можно смотреть с двух сторон - с той точки зрения, что молитва делает для нас, и с той, что Бог делает для нас в ответ на наши молитвы. Псалом 68 показывает, что молитва делает с нами. Молитва изменила псалмопевца еще до того, как он получил ответ от Бога.
Ни один псалом, за исключением псалма 21, не цитируется в Новом Завете так часто, как псалом 68. Стих 5 вспоминает Христос в Ин. 15:25, стих 10 приводится в Ин. 2:17 и Рим. 15:3, стих 23 процитирован в Рим. 11:9, стих 24 - в Рим. 11:10 в связи с ожесточившимся сердцем Израиля, стих 26 - в Деян. 1:20 в связи с Иудой Искариотом.
Эти цитаты подтверждают, что данный псалом содержит описания новозаветных событий. Однако этот факт не означает, что весь псалом следует соотносить с Христом. Ясно, что некоторые его части нельзя так воспринимать. Ссылка на грехи (ст. 6) заставляет нас сделать вывод, что яркие пророчества в псалме имеют двоякий смысл: они описывают ситуацию в жизни автора и одновременно служат прообразом новозаветного события или личности. Псалом дает прообраз, который в Новом Завете выступает уже как реальность. Псалом является пророческим в том смысле, что события в жизни Давида - поношения и гонения, которые он претерпевал ради Бога при старом завете - в какой-то мере предвосхищают жизнь совершенного Раба Божия, Иисуса Христа.
Можно не сомневаться в авторстве этого псалма. В Рим. 11:9 Павел подтверждает, что его написал Давид: “И Давид говорит...” Однако трудно определить время и место его написания. Псалом адресован руководителю хора, а далее сказано: “На Шошанниме”, - что может означать мелодию, на которую его следовало петь (см. Современный Перевод). Этот псалом можно классифицировать как плач одного человека и как проклинающий псалом.
Автор страдает от каких-то своих ошибок, но страдает, главным образом, ради Бога. Он объясняет свое трудное положение Богу, а затем приходит к решению. Из этого решения вытекают несколько желанных результатов.
I. ПРОБЛЕМА (ст. 2-13)
Молитву псалмопевец начинает с рассказа о своих мучениях. Прибегая к высокометафоричному языку, он яркими красками обрисовывает свое положение.
«Спаси меня, Боже; ибо воды дошли до души моей. Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня. Я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога моего» (ст. 2-4).
Здесь автор использует сразу два образа, сравнивая себя с тонущим человеком, а затем с человеком, погружающимся в трясину. Трудности с головой захлестнули его. Они накатывают на него, словно потоки воды. Он так рыдал, что больше нет сил. В глазах не осталось слез. Страдание истощило его. Горло пересохло оттого, что он столько раз просил Бога о спасении. Глаза устали смотреть, нет ли ответа. Но даже в такой ситуации он не перестает верить в Бога. Хоть силы его на исходе, он все равно продолжает ждать Божьего ответа.
«Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей. Враги мои, преследующие меня несправедливо, усилились; чего я не отнимал, то должен отдать» (ст. 5).
Давид считает, что его преследуют без всякой на то причины. У него столько врагов, сколько волос на голове, и они сильны. Под их давлением он вынужден отдать то, чего не крал.
«Боже! Ты знаешь безумие мое, и грехи мои не сокрыты от Тебя. Да не постыдятся во мне все, надеющиеся на Тебя, Господи, Боже сил. Да не посрамятся во мне ищущие Тебя, Боже Израилев. Ибо ради Тебя несу я поношение, и бесчестием покрывают лицо мое» (ст. 6-8).
Хоть псалмопевец и не безгрешен, он страдает не из-за своих грехов. Он знает, что временами поступал глупо. Поэтому, смиренно признавая свои недостатки перед лицом Господа, он также заявляет о своей непричастности к выдвигаемым против него обвинениям. Он умоляет Бога избавить его.
Гонители охотятся за ним, но он боится еще и того, что некоторые их нападки могут оказаться пагубными для верующих собратьев, разрушая веру тех, кто, как и он, надеется на Бога. Он молит о том, чтобы этого не случилось. Ему нестерпима мысль, что верные могут пострадать по его вине.
«Чужим стал я для братьев моих и посторонним для сынов матери моей. Ибо ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня. И плачу, постясь душою моею; и это ставят в поношение мне. И возлагаю на себя вместо одежды вретище, - и делаюсь для них притчею. О мне толкуют сидящие у ворот, и поют в песнях пьющие вино» (ст. 9-13).
На Давида свалилось бремя позора, поношения и смятения из-за его верности Богу. Свои скорби ему приходится нести одному. Не сочувствуют даже родственники. Они ему как чужие (ст. 9).
В самые страшные минуты испытания “дом” Господа по-прежнему дорог ему. Он так хочет быть угодным Богу во время гонений, что его снедает “ревность”. Она жжет его, как всепожирающее пламя. Иисус использовал эти слова в Ин. 2:17, чтобы передать Свое праведное негодование по отношению к злоупотреблению домом Своего Отца.
За ревность по Богу городские безумцы и пьяницы сделали его объектом своих сплетен. Они сидят у ворот и смеются над ним. У входа в город, по всей видимости, не только заключались главные сделки, но также и распространялись слухи. Хоть он молился с постом о своих несчастьях и о преобладающем безбожии вокруг, люди отвечали презрением, насмешками и пьяными песнями. В городе он стал притчей во языцех.
II. РЕШЕНИЕ (ст. 14-30)
Удрученный трудностями, псалмопевец обращается к молитве и просит Бога спасти его. Молитва - вот решение проблемы. Он несет свои тяготы к Богу.
«А я с молитвою моею к Тебе, Господи; во время благоугодное, Боже, по великой благости Твоей, услышь меня в истине спасения Твоего. Извлеки меня из тины, чтобы не погрязнуть мне: да избавлюсь от ненавидящих меня и от глубоких вод; да не увлечет меня стремление вод, да не поглотит меня пучина, да не затворит надо мною пропасть зева своего» (ст. 14-16).
Он просит Бога избавить его. Основываясь на великой и неизменной Божьей любви, Его заветной любви к Своему народу, Давид верит, что Бог услышит его. Он просит Бога вытащить его из болота и поставить на твердую почву. Он страстно хочет избавиться от изводящих его врагов. Свое мучительное испытание он описывает при помощи четырех образов, указывающих на страшные и опасные обстоятельства: “тина”, “глубокие воды”, “стремление вод” и “пропасть”. Положение, в которое его поставили враги, подобно ночному кошмару.
«Услышь меня, Господи, ибо блага милость Твоя; по множеству щедрот Твоих призри на меня. Не скрывай лица Твоего от раба Твоего, ибо я скорблю; скоро услышь меня. Приблизься к душе моей, избавь ее; ради врагов моих спаси меня. Ты знаешь поношение мое, стыд мой и посрамление мое; враги мои все пред Тобою» (ст. 17-20).
Предавая себя Господней милости, автор просит Бога незамедлительно явить ему Свое благоволение. Молитва - его единственная надежда. Господь отвернулся от него в том смысле, что на прежние молитвы Давида Он не ответил так, как тот надеялся. Давид хочет, чтобы Бог услышал его мольбу о спасении. То, что Богу известно его положение, обнадеживает его.
«Поношение сокрушило сердце мое, и я изнемог; ждал сострадания, но нет его, - утешителей, но не нахожу. И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» (ст. 21, 22).
Сокрушенный человек ищет, кто бы воодушевил его; то же самое испытывает и псалмопевец. Он ищет кого-то, кто бы утешил его, но не может найти. Никто не сочувствует ему и не понимает его. Вместо помощи близкие ему люди только усугубляют его беды. Они дают ему в пищу желчь - горькое несъедобное растение, а для утоления жажды поят чем-то таким, чего нельзя пить. В ветхозаветном контексте это, вероятно, означает, что, продолжая причинять ему боль, они отвратили его от пищи.
«Да будет трапеза их сетью им, и мирное пиршество их - западнею. Да помрачатся глаза их, чтоб им не видеть, и чресла их расслабь навсегда. Излей на них ярость Твою, и пламень гнева Твоего да обымет их. Жилище их да будет пусто, и в шатрах их да не будет живущих. Ибо, кого Ты поразил, они еще преследуют, и страдания уязвленных Тобою умножают. Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не войдут они в правду Твою. Да изгладятся они из книги живых, и с праведниками да не напишутся» (ст. 23-29).
Попросив Бога избавить его, этот благочестивый человек просит Его также разобраться с его нечестивыми врагами. Эта часть молитвы - один из самых сильных проклинающих отрывков в Псалтири. В своих словах Давид изливает праведное негодование по отношению к Божьим врагам. Обвинения предупреждают нечестивых о последствиях греха; они должны стимулировать к покаянию каждого, в ком еще сохранился восприимчивый дух.
Просьба Давида в стихах 23-29 по отношению к злодеям, его противникам, содержит семь пунктов. Во-первых, он молится, чтобы их трапеза стала им сетью (ст. 23). Он хочет, чтобы Бог отомстил им как раз тогда, когда они будут думать, что все хорошо, и наслаждаться пищей. Во-вторых, он просит, чтобы они ослепли (ст. 24). Поскольку их глаза служили им для того, чтобы искать зло, они должны лишиться их. В-третьих, он молится, чтобы их тела “расслабились” (ст. 24), то есть чтобы их разбил паралич. Их здоровые физически тела, которые они посвятили нечестивым делам, нужно лишить энергии и силы. В-четвертых, он молится, чтобы Бог излил на них Свою ярость (ст. 25). Он просит Бога разобраться с ними, как того требует Его праведность. В-пятых, он молится, чтобы их дома опустели, чтобы у них не осталось потомков (ст. 26). В-шестых, он молится, чтобы Бог сложил вместе всю их вину (ст. 28). В-седьмых, он молится о том, чтобы их имена были изглажены из книги жизни (ст. 29).
Это суровые просьбы. Так мог бы сказать проповедник, который напрасно пытался привести упрямого человека ко Христу и, наконец, доведенный до крайности, говорит ему: “Ладно, давай, иди в ад. Ты так решил, и никто не может переубедить тебя. Иди прямо в Божий гнев, но я тебя предупреждал!”
Особенностью подобной молитвы является то, что она изрыгает на врагов Божьи проклятья. Эти злодеи сделали жизнь Давида нестерпимой, осквернили и попрали Божью волю. Они сделали Его народ и планы посмешищем в городе. Псалмопевец молится, чтобы Господь обошелся с ними по справедливости. Важно отметить, что Давид, в первую очередь, заботится не о себе. В своей молитве он беспокоится еще о том, чтобы его враги не навредили Божьему делу. Будучи праведным человеком, он выражает свою ненависть к греху.
«А я беден и страдаю; помощь Твоя, Боже, да восставит меня» (ст. 30).
Он устал от душевной боли, но знает, что Бог спасет Его в Свое время. Он молится о том, чтобы Бог, повергнув и посрамив его врагов, “восставил” его в безопасном, спокойном месте.
III. РЕЗУЛЬТАТ (ст. 31-37)
Далее в псалме говорится о том, что произошло в сердце Давида в результате молитвы. Он знает, что в нужное время Бог ответит на его молитву, однако сама молитва уже помогла ему. Так всегда бывает, когда человек искренне молится Богу.
«Я буду славить имя Бога моего в песне, буду превозносить Его в славословии. И будет это благоугоднее Господу, нежели вол, нежели телец с рогами и копытами. Увидят это страждущие, и возрадуются. И оживет сердце ваше, ищущее Бога. Ибо Господь внемлет нищим, и не пренебрегает узников Своих» (ст. 31-34).
Первый результат - уверенность в Боге. Молитва напомнила Давиду великие истины о Боге и побудила применить свою веру на практике. Он уверен в избавлении и предвкушает его, твердо решив возблагодарить Бога (ст. 31).
Во-вторых, в результате молитвы псалмопевец возрождает свою решимость прославлять и благодарить Бога. Он заявляет, что будет славить имя Бога в песне и благодарить Его - эти действия будут более угодны Богу, нежели кровавые жертвы, которые исходят не от истинного убеждения.
Третий результат - желание думать о других, а не только о себе. Молитва напоминает нам о гораздо более широком диапазоне Божьей заботы. Давид призывает собратьев по несчастью, подвергающихся таким же преследованиям, вместе с ним верить, что Бог услышит их молитвы. Он убеждает ищущих Бога оживить свои сердца той истиной, что внимание Яхве обращено к нуждающимся.
«Да восхвалят Его небеса и земля, моря и все движущееся в них. Ибо спасет Бог Сион, создаст города Иудины, и поселятся там, и наследуют его. И потомство рабов Его утвердится в нем, и любящие имя Его будут поселяться на нем» (ст. 35-37).
В-четвертых, молитва заставила его обратиться мыслями к Божьему общему плану для всего мира. Он призывает небеса и землю признать и восхвалить Господа. Он хочет, чтобы это сделали моря и морские твари. Благодаря молитве он понял более широкий смысл своих собственных трудностей и избавления.
Божьи планы охватывают настоящее и будущее. Он продолжит Свой вечный план и после смерти Давида, “спасет Сион и создаст города Иудины”. Дети Его рабов населят землю и будут жить в ней. Тот же Бог, который зорко наблюдал за Давидом, будет следить за Иерусалимом, Своим народом и Своим наследием. В величии Своих планов Бог не упускает из виду отдельного человека, как не упускает из виду Свой всеобщий план, когда заботится о каждом человеке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Перед псалмопевцем стоят серьезные проблемы - гонение, осмеяние, одиночество, душевная боль и изгнание из общества. Он устал от страданий. Решение проблемы приходит со всей очевидностью: надо рассказать о своих трудностях Богу. Он молится горячо, неотступно и с надеждой. Молясь, он называет свои страдания, подробно останавливаясь на каждом из них.
Псалом 68 не говорит, что Бог внял просьбам, но зато показывает, что псалмопевец ощутил результаты своей молитвы. Возродилась надежда. Он вновь стал прославлять Бога. Мысли обратились на таких же страждущих, как он сам. Он увидел себя частью более величественной картины Божьего плана. Молитва обратила его помыслы к тем, кто нуждался в духовной поддержке.
Истинная ценность молитвы состоит в том, что она вводит нас в Божье присутствие. Молитва - это наш путь общения с нашим небесным Отцом. Он отвечает на молитвы праведников в соответствии со Своей волей, силой и благодатью. Да, истинная сила молитвы - в Боге, который отвечает на наши молитвы. При таком понимании мы можем согласиться с главной мыслью этого псалма, что ценен даже просто разговор с Богом.
Мне часто предоставляется счастливая возможность молиться с моими братьями о великих нуждах. После долгих молитв в таких случаях мы испытываем обновление, возрождение и новую решимость. Сразу же после произнесенного “аминь” кто-то обычно говорит: “Мне уже эта проблема не кажется такой неразрешимой!” На нас большое воздействие оказала сама молитва. Мы верим, что Бог ответит на наши молитвы в соответствии со Своей волей, но после разговора с Богом мы также ощущаем прилив сил.
Полезно ли молиться? Да - и потому, что происходит с нами во время молитв, и потому, как Бог отвечает на них. Поэтому давайте молиться горячо и неотступно.
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД